Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь

КОНСТАНТИН ФЛАВИЙ ВАЛЕРИЙ

Константин I, 272 – 337, император с 306 г.) – уроженец Наисса (совр. Ниш), сын римского императора Констанция I и Елены, первый «христианский» император, названный Великим. Он одержал победы над франками и алеманнами на Рейне, готами и сарматами на Дунае, отвоевал у Лициния, своего бывшего союзника, большую часть Балканского полуострова. Константин I завершил начатое при Диоклетиане превращение Римской империи в военнобюрократическое государство, которое было разделено на 4 префектуры – Восточную, Италию, Иллирик и Галлию. В Восточной префектуре в 326 г. он воздвиг новую столицу на месте провинции Византий, которая вскоре была переименована в его честь в Константинополь (330 г.), где был возведен Большой императорский дворец. Константин I реорганизовал армию, упразднив в 312 г. императорскую гвардию. Он разделил войска на подвижные и постоянно дислоцирующиеся в приграничных районах. Императора называли «восстановителем свободы», так как он возродил обычай обращаться с защитой своих прав прямо к императорской власти. «Народ Константинополя», к примеру, обращался со своими требованиями на ипподроме. Большое внимание Константин I уделял церковной политике, всячески содействуя развитию и распространению христианства. В 313 или 315 г. он освободил христианскую церковь от податей, предоставив ей те же права, которые были закреплены за языческими храмами: право убежища, право отпускать рабов на волю. Миланским эдиктом 313 г., признавшим христианство равноправной религией, было положено начало процессу слияния государства с церковью, превращения ее в инструмент политической власти. После 317 г. на введенном императором золотом солиде исчезли изображения языческих богов Марса и Гения. В 322 г. было запрещено насильственно заставлять христиан участвовать в языческих празднествах. Называя себя «общим блюстителем», Константин I сохранил за собой сан Великого понтифика и построил языческий храм, в котором не практиковались жертвоприношения. С возведением императором Латеранского собора в Риме, названного «матерью и главой всех церквей», началось строительство христианских храмов. Современник и биограф Константина Великого Евсевий Кесарийский называл его «великим светильником и громогласнейшим вестником богопочитания». По его словам, император сооружал христианские храмы в Иерусалиме (храм Воскресения), Вифлееме (храм Рождества), Риме (храм Спасителя во дворце Фавны, церковь апостола Петра в Ватикане, церковь во имя апостола Павла на месте его мученической смерти, храмы св. Креста, св. Агнии, св. Лаврентия, мучеников Петра и Марцеллина). Для улаживания теологических споров по поводу догмата Троицы Константин созвал в Никее собор в 325 г. По его инициативе воскресенье – день древнего языческого бога Солнца – был объявлен «днем покоя». Согласно Евсевию, Константин перед смертью принял крещение. Он был погребен в церкви св. Апостолов в Константинополе, построенной в качестве императорского мавзолея. Русская и армянская православные церкви чтут Константина Великого как святого и равноапостольного 21 мая. Деятельность Константина I была неоднозначно оценена византийскими церковными историками. Зосима отрицательно отзывался об императоре, положившем начало упадку городов империи, которые он разорил и ограбил, чтобы обустроить Константинополь. По его мнению, Константин принял христианство, чтобы очиститься от страшных преступлений – убийства своей второй жены Фавны и сына Криспа. То же самое утверждал и Филосторгий. Сократ Схоластик положительно оценивал правление первых христианских императоров и восхищался благочестием Константина Великого. Евагрий Схоластик оспаривал утверждения Зосимы в отношении Константина и считал богоизбранного императора образцом всех добродетелей.