Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь

ГЕОРГИЙ ПИСИДА

конец VI – VII) – уроженец малоазийской области Писидии, диакон и хартофилак (придворный архивариус) храма св. Софии в Константинополе, поэт, отказавшийся от мифологической темы и заменивший гекзаметр 12сложным размером, приближенным к ямбическому триметру. Он жил в эпоху Ираклия I (610 – 641) и воспел военные походы и полководческий талант этого императора в эпических поэмах «На поход царя Ираклия против персов», «На аварское нашествие с описанием брани под стенами Константинополя между аварами и гражданами», «Ираклиада, или На конечную погибель Хосроя, царя персидского» (в трех книгах). Война в изображении Писиды – это не только «искусство бранное», «услада изготовки битвенной», «устрашающий гром лат», стук мечей о щиты, но и клинки, покрытые «кровью алою», «страх и ужас и смятение, смертоубийство и кровопролитие». Поэт не скрывает своей радости и гордости по поводу побед ромеев. В религиознодидактических поэмах «На суету житейскую», «На жизнь человеческую» поэт обличает людскую глупость, игру в «троны, в расписные почести, в придуманные власти». Античный мотив жизнитеатра сочетается в них с мотивом смерти, уводящей человека со сценических подмостков. Свидетельством знакомства Писиды с сочинениями античных авторов – Аристотеля, Оппиана, Ктесия, Элиана и др. – является стихотворная поэма «Шестоднев, или О сотворении мира» («Гексамерон» в 1894 двенадцатисложниках) – своеобразный комментарий к Книге Бытия. Византийский поэт развивает античную концепцию о происхождении мироздания: сферичность земли и небес, геоцентрическое строение мира, представление о широтной зональности, идея о противоборстве в природе влаги и огня (влага – Месяц, огонь – Солнце, что не дает возможности Месяцу затопить Вселенную, а Солнцу – спалить ее). Многочисленные ссылки на «Писание» перемежаются славословиями в честь императора. Писида обращается к Всевышнему с просьбой сделать Ираклия I «всемирным властителем», дать ему «властвовать над всей землей под солнцем». Сведения о животном мире, содержащиеся в «Шестодневе», были заимствованы из «Физиолога». Ясность и чувство меры, свойственные поэзии Писиды, его мастерское владение двенадцатисложником стали образцом для всех последующих поэтов. Неслучайно в трактате «Спросившему, кто писал лучше стихи, Еврипид или Писида» Михаил Пселл отдал предпочтение византийскому поэту. «Шестоднев» Писиды был переведен на армянский и старославянские языки.

  1. георгий писидавизант. поэт й пол. в. Напыщен. и льстивый панегирист имп. Ираклия I . Г. воспевал его за победы над аварами и персами. Автор богословских христ. мистич. и полемич. пр...Древний мир. Энциклопедический словарь
  2. георгий писидавизант. поэт й пол. в. Напыщен. и льстивый панегирист имп. Ираклия I . Г. воспевал его за победы над аварами и персами. Автор богословских христ. мистич. и полемич. пр...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  3. георгий писидаГЕОРГИЙ ПИСИДА кон. вв. византийский поэт. Дьякон и архивист церкви св. Софии в Константинополе. Эпич. панегирич. поэмы о войнах имп. Ираклия I против персов и аваров...Литературный энциклопедический словарь
  4. георгий писидаГеоргий Писида византийский писатель около года бывший хартофилаксом автор Истории Гераклия Истории аваров Похвалы монаху Анастасию и других....Энциклопедический словарь
  5. георгий писидавизантийский писатель около года бывший хартофилаксом автор Истории Гераклия Истории аваров Похвалы монаху Анастасию и других....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона