Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь

ГЕОРГИЙ ГЕМИСТ ПЛИФОН

1355 или 1360 – 1452; оба прозвища – «Гемист» и «Плифон» [«Плетон» созвучен Платону]– означают «полный») – уроженец Мистры, философ, ученый, богослов, стремившийся создать новую всемирную религию – неоязычество. В юности он провел несколько лет в турецком плену в Адрианополе, затем переехал в Мистру, где был судьей при дворе деспотов Мореи. В 1438 – 8439 гг. Плифон принимал участие в работе ФеррароФлорентийского собора в составе византийской делегации, возглавленной императором Иоанном VIII Палеологом. Он общался с итальянскими гуманистами и читал публичные лекции по античной философии. Его смелые идеи заинтересовали Козимо Медичи, которого Плифон убедил основать Флорентийскую академию. По просьбе Медичи он написал трактат о различии между философией Платона и Аристотеля. Возвратившись в Мистру, Плифон создал кружок интеллектуалов – «избранных», распавшийся после его смерти. Его прах был торжественно перевезен в Италию и погребен в церкви Сан Франческо в Римини. Георгий Гемист Плифон был плодовитым писателем, автором многочисленных трактатов на религиозные темы, исторических («История Греции после битвы при Мантинее»), географических и астрономических сочинений, а также речей, докладных записок и писем императору Мануилу II Палеологу (1391 – 1425) и его сыну деспоту Феодору Палеологу Младшему с критикой их политики и анализом положения в Пелопоннесе. Религиознофилософские и политические взгляды Плифона, его мысли о «лучшем государственном устройстве» были изложены в трактате «Законы», который был сожжен по распоряжению патриарха Геннадия Схолария (ок. 1460 г.). Сохранившиеся фрагменты этого сочинения позволяют судить о плифоновской модели мира и о предложенной им реформе государственного устройства как важнейшем условии для процветания страны. Его строго регламентированное государство основано на культе олимпийских богов, которые являются персонификациями философских категорий и знаками для выражения наиболее существенных свойств и отношений мироздания (Зевс – Единое, Посейдон – Ум [Нус], Аполлон – идея тождества, Гера – идея множественности в единстве и т.д.). Важное место в этой модели отведено человеку – «бессмертному живому существу, рожденному для участия в смертной природе», то есть промежуточному звену между двумя началами мироздания – бессмертным и смертным. Плифон отмечает также противоречивую природу человека – звериную (смертную) и божественную (бессмертную) с преобладанием второй над первой. Реорганизации социальной, экономической и политической жизни в Византии были посвящены «Законы» Плифона, в которых он обосновывал ликвидацию частной собственности на землю, необходимость государственного контроля за общественным производством, правильную организацию налоговой системы (государственные повинности, денежные налоги, подати натурой), настаивал на распределении благ в соответствии с пользой, приносимой каждым гражданином. Плифон требовал, чтобы государство сократило до минимума расходы на монастыри и монахов, ведущих, по его словам, образ жизни бездельников и трутней. Рассмотрев три формы государственного устройства: монархию, олигархию и демократию, он отдал предпочтение монархии, при которой существует государственный совет из наиболее образованных людей среднего достатка: слишком богатые и слишком бедные думают лишь о собственной выгоде. Утопические проекты Плифона не осуществились. Тех, кто читал его «Законы», отлучали от церкви. Идеи Плифона были восприняты итальянскими гуманистами. Марсилио Фичино (1433 – 3499) перевел его труды на итальянский язык.

  1. георгий гемист плифонGeorgios Gemists Plnton сер. в. визант. философ преподаватель неоплатонизма в Мистре затем во Флоренции где способствовал созданию Платоновской академии как советник ...Советская историческая энциклопедия