Культура речевого общения

РЕЧЕВАЯ ТАКТИКА

– выбор и использование логического или психологического речевого приема, который представляется правильным, эффективным в данных конкретных складывающихся речевых условиях для достижения основной, стратегической цели беседы. Тактику нужно выбирать с точным комплексным расчетом всех компонентов наличной возникшей речевой ситуации: со всесторонним учетом личности и положения собеседника, его мнения о вас и отношения к вам (хорошо/плохо вас знает, авторитетны вы или неавторитетны для него), с учетом сложившейся обстановки. Например, в определенной ситуации, когда партнер затрудняется решить какой-то вопрос с вами, можно использовать тактику предоставления ему времени на обдумывание, особенно если в ходе беседы, дискуссии выдвигается новое предложение. В другой ситуации полезна тактика уступки в мелочах, но настаивание на главном. Другими известными речевыми тактиками являются: разъяснение выгод, преимуществ для партнера от соглашения, если он их плохо осознает или совсем не осознает; напротив того, – разъяснение невыгоды, неприятностей для партнера, если соглашение не будет достигнуто; приведение примера, аналогичного успешного прецедента предлагаемого действия; частичное признание противоположного мнения (тактика «да, но»); выдвижение контрпредложения; призыв к высоким чувствам (патриотизма, человеколюбия и др.); ссылки на здравый смысл, на общее мнение и др. Ср. различные речевые тактики, которые применяет Чичиков в беседах с помещиками при покупке у них мертвых душ в произведении Н. Гоголя: разъяснение выгодности для них совершения такой сделки, частичная уступка в цене, ссылка на здравый смысл, выдвижение нового предложения («Не хочешь уступить, так продай», – говорит Чичиков Ноздреву).