Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»

ШАЦКИЙ СТАНИСЛАВ ТЕОФИЛОВИЧ

1878 - 1934) - один из классиков советской педагогики. Родился в семье военного чиновника. Будучи разносторонне одаренным, учился в Московском университете, консерватории (прекрасно пел), сельхозакадемии (один из любимых учеников Тимирязева). В 1906 г. вместе с А. У. Зеленко организует в Москве общество «Сетлмент» для подготовки образованных творческих рабочих. После закрытия общества за «социалистические идеи» создает новое, «Детский труд и отдых», а в 1911г. колонию «Бодрая жизнь», где опробует идеи трудового, эстетического и умственного развития, формирования детского коллектива. Февральскую революция принял, Октябрьскую отверг. Но через два года согласился на предложения Наркомпроса сотрудничать. Создал Первую опытную станцию (1919), уникальное учреждение, куда входили ясли и детсады, 14 начальных школ, средние, школа-колония («Бодрая жизнь»), клуб-читальня. Станция занимала целый район в Калужской области. Деятельность станции высоко оценили в мире, ее посетил и восторженно о ней отозвался Д. Дьюи. Главное и новое, что внес в педагогику Шацкий, - исследование влияния среды на развитие ребенка, использование факторов социальной среды в воспитании. Шацкий прежде всего ставил вопрос о необходимости учета стихийных влияний (улицы, семьи) в противовес широкой массе педагогических исследований, сосредоточенных на организованном процессе. Вообще, по Шацкому, Дьюи, Холл и др. не правы, считая биологические механизмы развития основными в развитии. Главное - «социальная наследственность», эта эстафета норм, традиций, ценностей. Педагогическая работа с детьми определяется, считал Шацкий, умением получить объективное представление об отношениях, чувствах и мыслях в естественных условиях жизни. Шацкий, формулируя цели, говорил о неразрывности целей обучения и воспитания (образно подчеркивая: надо не только научить ребенка считать, но и не обсчитывать). Придавая громадное значение среде развития, Шацкий организовал школьную среду как творческую, бодрую, уделял огромное внимание самоуправлению, общему собранию, которое решало основные вопросы. Но при этом подчеркивал, что организованная школьная среда в воспитании должна обязательно соотноситься с «улицей» (которая учит «выживать», стойкости, но может и сгубить, увести в «нехорошую», скажем, воровскую субкультуру). Важно, чтоб организованная среда не «заорганизовала», чтоб ребенок до всего «доходил сам». Поэтому школа должна быть нацелена на практику, на жизнь, на изучение опыта детей, на основе которого и ставятся задачи педагогом. Школа, по Шацкому, - центр воспитательной работы в микросреде; в обучении и воспитании надо использовать краеведческий материал и местные условия. Это поможет обеспечить творческую, самостоятельную, нестандартную атмосферу. В этом смысле Шацкий даже, по мнению Блонского, перегибал палку, утверждая, что школа должна давать навыки, а не знания. Воспитание ума, развитие мышления не отменяет знаний. В 1932 г. опытная станция была расформирована - она не укладывалась в рамки партийных постановлений. Началось превращение «школы труда» в «школу учебы», Шацкого назначают директором Московской консерватории; этой работой он не был удовлетворен. 30 октября 1934г. при подготовке к демонстрации скоропостижно скончался. После этого имя его было практически забыто до 60-х годов.

  1. шацкий, станислав теофиловичрод. видный педагог коммунист с . Сын мелкого служащего окончил Московский унт и Сельскохозяйственный инт. С начал практическую педагогическую работу. Организовал вмес...Большая биографическая энциклопедия
  2. шацкий станислав теофиловичШацкийstrong Станислав Теофилович [. . с. Воронино ныне Духовщинского района Смоленской области . Москва] советский педагог член коллегии Наркомпроса РСФСР . Член КПСС с...Большая Советская энциклопедия II
  3. шацкий станислав теофиловичШАЦКИЙ Станислав Теофилович российский педагог. Организатор первых клубов для детей рабочих на одной из окраин Москвы детской трудовой колонии Бодрая жизнь в Калужской...Большой Энциклопедический словарь V
  4. шацкий, станислав теофиловичСтанислав Теофилович российский педагог. Разработал концепции внешкольного воспитания и открытой школы центра воспитательной работы в социальной среде реализованные в...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  5. шацкий станислав теофиловичШацкий Станислав Теофилович село Воронино ныне Смоленской области Москва педагог. Окончил Московский университет . В организовал первые в России клубы для детей и под...Москва (энциклопедия)
  6. шацкий, станислав теофиловичпедагог. Педагогическую деятельность начал в с создания первых в России клубов для детей и подростков летней колонии в Щлкове близ Москвы. В организовал общество Сетлем...Педагогический терминологический словарь
  7. шацкий станислав теофилович[. с. Воронине ныне в Смоленской обл. . Москва] педагог. Окончил отделение естеств. наук физ.мат. фта Моск. унта . Пед. деятельность начал в с создания первых в России к...Российская педагогическая энциклопедия
  8. шацкий станислав теофилович. . русский педагог. Окончил отделение естественных наук физикоматематического факультета Московского университета . Педагогическую деятельность начал в с создания перв...Святая Русь - энциклопедический словарь