Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»

ПЕСТАЛОЦЦИ ИОГАНН ГЕНРИХ

1746-1827) швейцарский педагог, чье мировоззрение складывалось под влиянием идей французского просвещения и произведений Ж. -Ж. Руссо. Горячо пропагандировал необходимость образования для всех сословий, особенно крестьян. Мечта об улучшении положения народа воплотилась в конкретных хозяйственных и социально-педагогических проектах, которые не выдержали испытания реальными общественно-экономическими условиями. Несостоятельные экономически, проекты И. Г. Песталоцци дали бесценный педагогический материал. О результатах своей работы в Нейгофе Песталоцци пишет: «Я убедился на опыте, что дети при непривычном для них, но регулярном труде очень быстро приобретают бодрое настроение. Из темной глубины своей нищеты они подымаются к ощущению своего человеческого достоинства, к доверию, к дружбе». В «Учреждении для бедных» (Нейгоф) Песталоцци давал сиротам и беспризорным детям начальное образование и навыки ремесла. Труд, по его мнению, развивает физические силы, ум, нравственность. По существу, опыт «Учреждения для бедных» - это попытка соединить обучение с производительным трудом. Песталоцци формулирует принцип самоценности личности, отрицающий возможность приносить личность в жертву даже во имя всеобщего блага. Любовь к детям со стороны воспитателя - важнейшее средство воспитания. Дети друг с другом и с воспитателем объединяются совместной жизнью и деятельностью в дружную семью. Воспитательное воздействие личности педагога имеет первостепенное значение. Идея саморазвития личности в процессе воспитания: все заложенные в ребенке силы стремятся к саморазвитию, необходимо использовать активность самого ребенка в развитии заложенных в нем от природы задатков. Задача педагога - содействовать саморазвитию всех сторон детской натуры через организацию собственной активной деятельности детей. Основа саморазвития во взаимодействии знаний и умений. Принцип природосообразности в формулировке Песталоцци означает, что внутренние силы ребенка по свойственной им природе стремятся к саморазвитию, педагог должен посредством воспитания развивать заложенные в ребенке духовные и физические силы. Воспитание будет результативным, если будет направлено на развитие природных задатков, внутренних сил. А природа ребенка достигнет совершенства при поддержке воспитания. Обучение, по мнению Песталоцци, должно быть развивающим. Учебный предмет - средство развития способностей (в противоположность приобретению знаний). Всестороннему развитию ребенка соответствует развитие силы знания (умственное воспитание), силы умения (физическое воспитание), силы души (нравственное воспитание). Обучение способствует накоплению учеником на основе его чувственного опыта запаса знаний м развивает умственные способности. Усвоение знаний не должно быть оторвано от умения их применять. Необходимость максимального упрощения приемов начального обучения реализовалась в теории элементарного обучения. «Метод» Песталоцци заключается в такой организации обучения, при которой дети продвигаются от простейших элементов знания к более сложным, от беспорядочных ощущений к ясным представлениям и понятиям. Основа обучения - наглядность. Обучение опирается на специально организованный собственной опыт наблюдений ребенка за предметами окружающей действительности. Простейшие, исходные для изучения элементы: форма, число, слово. Обучение состояло в последовательном выполнении упражнений по наблюдению за предметами, определению их признаков, формы, меры, словесных обозначений. И. Г. Песталоцци - педагог-практик. Он разработал общие основы и частные методики начального обучения. Не всегда удачный опыт педагогической деятельности Песталоцци не может умалить значение его идей, их влияния на развитие педагогической мысли. Деятельность Песталоцци при его жизни приобрела широкую международную известность. Его наследие высоко оценивали К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев.

  1. песталоцци иоганн генрихПесталоцциstrong Pestalozzi Иоганн Генрих . Цюрих . Бругг швейцарский педагогдемократ один из основоположников дидактики начального обучения. Окончил два курса коллегиума...Большая Советская энциклопедия II
  2. песталоцци, иоганн генрихшвейцарский педагог....Даты рождения и смерти известных людей
  3. песталоцци, иоганн генрихPestalozzi Иоганн Генрих швейцарский педагог основоположник теории начального обучения. Воспитание по Песталоцци призвано развивать присущие человеческой природе духов...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  4. песталоцци иоганн генрихПЕСТАЛОЦЦИ Pestalozzi Иоганн Генрих швейцарский педагог писатель на нем. яз. Пед. ром. Лингард и Гертруда т. пед. соч. Как Гертруда учит своих детей Лебединая песня ....Литературный энциклопедический словарь
  5. песталоцци иоганн генрихизвестный швейц. педагогдемократ крый первым попытался соединить обучение детей с производительным трудом. Основные работы Лингард и Гертруда Как Гертруда учит своих дете...Педагогический словарь
  6. песталоцци иоганн генрих. Цюрих . Бруи швейц. педагог один из основоположников дидактики нач. обучения. Родился в семье врача. Окончил два курса коллегиума Каролинум. В х гг. в. принимал актив...Российская педагогическая энциклопедия
  7. песталоцци иоганн генрихПесталоцци Иоганн Генрих знаменитый швейцарский педагог....Словарь литературных типов (авторы и персонажи)