Краткий словарь философских персоналий

РИХАРД АВЕНАРИУС (18431896)

швейцарский философ, один из главных представителей эмпириокритицизма. Основные произведения: *Критика чистого опыта* (1888-1890), *Человеческое понятие о мире* (1909), *Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры силы* (1913). Термин *эмпириокритицизм* означает *критика опыта*. Это является основным содержанием эмпириокритицизма, который свою задачу видит в том. чтобы очистить опыт. выявить содержание *чистого опыта , свободного от посторонних привнесений. Такую операцию по очищению опыта совершает философия, в то время как конкретные науки постоянно накапливают знания и тем самым примешивают к опыту посторонние элементы. По мнению Авенариуса, опыт обычно смешан с некоторыми посторонними представлениями апперцепциями: ценностными (темематологическими) и антропоморфическими. Первые представления связаны с тем. что мы характеризуем предмет как хороший, красивый и т.п., что является лишь нашей оценкой предмета, а не отражает его свойств. Ко вторым, антропоморфическим, апперцепциям относятся мифологические представления , (представления о некоем *Я*, живущем в нашем теле), антропатические представления (воздействие *страстей душ* на телесные движения человека), интеллектуальноформальные представления Авенариус полагает, что опыт состоит из нейтральных элементов, которые им понимаются как ощущения. На пути очищения опыта ; Авенариус видит препятствие в виде интроекции под которой понимает процесс, когда человек приписывает другим людям восприятия окружающих вещей, т.е. опыта и познания, и вкладывание этих чувств и мышления в других людей. *И эта интроекция есть то, что вообще из находящегося передо мной делает находящимся во мне, из составной части (реальной) среды составную часть (идеального) мышления, из дерева с его механической энергией явление из той материи, из которой сотканы сны [О предмете психологии. С. 22]. Таким образом, придуманный внутренний мир противополагают эмпирическому, миру опыта. Интроекция происходит тогда, когда мы помещаем местонахождение различных восприятии внутрь других людей, а тем самым и в нас самих. Получается, согласно Авенариусу, удвоение мира, при котором возникает иллюзия, что, кроме мира вещей, которые непосредственно даны нам в опыте, существует еще и мир представлений. которые находятся в душе другого человека. Авенариус выступает против этого положения, считая, что борется против идеализма. Он полагал, что нельзя *удваивать мир*. Он писал: *Мозг есть ни обиталище, ни местопребывание, ни орудие или орган, ни носитель или субстрат мышления. Мышление не есть ни обитель, ни повелитель, ни Другая половина или сторона и т.п., а также ни продукт, ни физиологическая функция, ни даже вообще состояние мозга* [Человеческое понятие о мире. С. 52]. Отвергая теорию интроекции, Авенариус выдвигает концепцию *принципиальной координации*, суть которой состоит в том, что признается нерасторжимая связь познающего субъекта и среды, т.е. без *субъекта нет объекта*. Осуществляя процесс очищения опыта, Авенариус выдвинул принцип *наименьшей меры силы*. Он писал: *В случае присоединения новых впечатлений душа сообщает своим представлениям возможно меньшее изменение, или, другими словами, после новой апперцепции содержание наших представлений оказывается возможно более сходным с их содержанием до этой апперцепции. На новую апперцепцию душа затрачивает лишь столько сил, сколько необходимо, а в случае множества апперцепции она отдает предпочтение той, которая совершает ту же работу с меньшей затратой силы* [Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры сипы.. С. 3].