Краткий религиозно-философский словарь

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

гуманистическое представление о человеке, согласно которому природа человека изначально добра и она одинакова у всех людей, независимо от веры, культуры, эпохи, страны и пр. Ф.Ницше в XIX в. выступил против этого и потребовал, чтобы все *человеческое, слишком человеческое* было преодолено, а экзистенциализм ХХ в. заявил, что у человека есть существование (экзистенция), но не сущность. Это означало отказ от представления о естественном человеке. Его полемически отвергали и многие христианские мыслители, начиная с Августина, основываясь на том, что невозможно по-настоящему понять человека, оставив без внимания Богочеловека Иисуса Христа. Образ человека, взятого в своем *естестве*, занижен, лишен духовности, ограничен перспективами мира сего, игнорирует *падшесть*. Ап. Павел называл естественного человека *плотским*, *душевным* или *душою живою* (1 Кор.1.13-15; 15.45 и др.) и противопоставлял его человеку духовному (2.14). Это не означает, однако, что ап. Павел признавал ложным и злым все естественное в человеке, у язычников, заметил он, совесть и разум свидетельствуют, что *дело Закона у них написано в сердцах* (Рим.2.15). Человеческое не следует приравнивать к ошибочному, а естественное к тому, в чем Бог отсутствует, но сама идея *естественного человека* результат обмирщения христианской антропологии. Последняя призывает к большему, чем исцеление естества человека от ран греха: в глубинах *ветхого* естественного человека должен родиться в духе новый человек как центр реинтеграции заслуживающих спасения сил человеческого естества.

  1. естественный человекMan Natural. Это понятие связано с полемикой по поводу естественной теологии края пыталась определить в какой мере может или не может познать Бога человек не обращаясь к ...Теологический энциклопедический словарь