Краткий энциклопедический словарь по «Слову о полку Игореве»

ЛОТМАН

ЛОТМАНЮрий Михайлович (р. 28.2.1922, Петроград) — сов. литературовед. Ок. Ленингр. ун-т (1950); проф. Тартус. ун-та (с 1963). Исследует проблемы рус. лит-ры XVIII—XIX вв., теории стиха и др.

Ряд работ Л. посвятил «Слову о полку Игореве»: О слове «папорзи» в «Слове о полку Игореве» (ТОДРЛ. М. — Л.: Изд-во АН СССР, 1958, т. 14, с. 37—40), «Слово о полку Игореве» и литературная традиция XVIII — начала XIX в. (в кн.: «Слово о полку Игореве» — памятник XII века. М. — Л.: Изд-во АН СССР, 1962, с. 330—405), Об оппозиции «честь» — «слава» в светских текстах Киевского периода (Учен. зап. Тартус. ун-та. Тр. по знаковым системам, 1967, т. 3, вып. 198, с. 100—112), Еще раз о понятиях «слава» и «честь» в текстах Киевского периода (Учен. зап. Тартус. ун-та, вып. 284, 1971, с. 469—474), «Звонячи в прадѣднюю славу» (Учен. зап. / Тартус. гос. ун-т. Тр. по рус. и слав. филологии, т. 28: Литературоведение. Тарту, 1977, вып. 414, с. 98—101).

Из указ. работ наибольший интерес представляет работа «„Слово о полку Игореве“ и литературная традиция XVIII — начала XIX в.», в которой Л. доказывает подлинность памятника путем сопоставления его содержания, идейно-худож. черт, стилист. системы, мировоззрения автора «Слова» с наиболее типичными особенностями тех лит. произведений конца XVIII — начала XIX в., которые в той или иной степени отражают проблематику «Слова» или вообще ист. события эпохи Киевской Руси. Подробный анализ этих вопросов привел исследователя к выводам, прямо противоположным утверждениям скептиков: «...мы не можем найти точек соприкосновения между предромантической (в частности, „оссианической“) прозой и „Словом о полку Игореве“» (с. 381). Этот вывод распространяется и на поэтич. опыты конца XVIII в., коренным образом отличающиеся от «Слова» по своим идеям, худож. чертам и эстетич. установкам даже в тех случаях, когда в этих опытах находят отражение определенные мотивы «Слова». Следовательно, «Слово» не вписывается в идейно-худож. концепцию рус. писателей конца XVIII в. и оно никак не может считаться произведением, созданным в этот период. Л. отмечает, что в нач. XIX в. «Слово» породило многочисл. отклики в рус. худож. и науч. лит-ре, тем не менее его воспринимали «избирательно», отражая лишь те его стороны, которые совпадали с эстетич. представлениями писателей этого времени. «Мы не можем, — пишет Л., — назвать ни одного литературного произведения начала XIX в., которое воспроизвело бы все идейно художественноеединство„Слова“, ни одного критика, который бы осмыслилдо концаего содержание.

Прежде всего следует отметить, что основная сюжетная ситуация „Слова“ не встретила сочувствия и понимания в литературе начала XIX в. Среди многочисленных отражений памятника мы не находим ни одной попытки воспроизведения его сюжетной ситуации. Первые же литературные отклики дают в этом отношении весьма показательный материал. Писатели начала XIX в. не удовлетворены ни содержанием памятника, повествующего о поражении, ни его героями» (с. 382).

По мнению Л., «история усвоения образов „Слова о полку Игореве“ в литературе начала XIX в. была вместе с тем историей их переосмысления, идейной и художественной трансформации. Утверждения, что в „Слове“ улавливаются следы литературных вкусов конца XVIII — начала XIX в., не находят никакого подтверждения и рассыпаются при попытке перехода от общих постулатов к конкретному исследованию. Как в литературе XVIII в., так и в начале XIX в. мы не можем назвать ни одного памятника, который приблизился бы к своеобразию идейной позиции и художественного метода автора „Слова“. Даже после обнаружения „Слова“, уже после того, как памятник стал достоянием печати и получил широкую популярность, понимание его — не только текстуальное, но и идейно-художественное — оставалось читателю не под силу, а в литературе он отражался лишь теми сторонами, в которых — порой без достаточных оснований — улавливали тона, созвучные современности» (с. 395).

Таким образом, и в данный период «Слово» не могло быть написано кем-н. из рус. писателей. В связи с этим очевидна неуклюжесть и тех грубых фальсификаций, которые связаны с именами А. И. Бардина и А. И. Сулакадзева.

Лит.:Головенченко Ф. М.«Слово о полку Игореве»: Библиогр. очерк; Перевод; Поясн. к тексту и переводу / Под ред. А. В. Позднеева. — Учен. зап. МГПИ им. В. И. Ленина, 1963, № 198, с. 163, 343;Зимин А. А.О статье Ю. Лотмана «Об оппозиции честь — слава в светских текстах Киевского периода». — Учен. зап. Тартус. ун-та, 1971, вып. 284, с. 464—468;Лихачев Д. С.«Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л.: Худож. лит., 1978, с. 117.

  1. лотманЛидия Михайловна р. российский литературовед. Сестра Ю. М.Лотмана. В центре внимания русская литература в первую очередьдраматургия в. проблемы реализма. Книги А. Н. О...Большой энциклопедический словарь II
  2. лотманЮрий Михайлович Литературовед эстетик критик культуролог один из основателей и главных фигур тартускомосковской семиотической школы. В своих исследованиях Л. продолжает ...Лексикон нонклассики
  3. лотманЮрий Михайлович Ленинград Тарту Эстония русский литературовед историк и теоретик культуры семиотик. В гг. учился на филологическом фте ЛГУ в гг. служил в армии проше...Литература и язык. Современная энциклопедия
  4. лотманЮрий Михайлович Ленинград Тарту Эстония русский литературовед историк и теоретик культуры семиотик. В гг. учился на филологическом фте ЛГУ в гг. служил в армии прошл...Литературная энциклопедия
  5. лотманЛОТМАН Юрий Михайлович русский культуролог семиотик филолог. С студент филологического факультета Ленинградского университета с в Советской армии участник войны. В ...Новейший философский словарь
  6. лотманЮрий Михайлович русский культуролог семиотик филолог. С студент филологического факультета Ленинградского университета с в Советской армии участник войны. В работа...Новейший философский словарь II
  7. лотманЛОТМАН Юрий Михайлович литературовед культуролог. После окончания ЛГУ с х гг. жил в Эстонии. Профессор Тартуского университета с академик АН Эстонии . Проблемы истории ...Русская энциклопедия
  8. лотманЛОТМАН Юрий Михайлович литературовед культуролог. С работал в Эстонии. Проблемы истории теории литературы и культуры исследует в широком историкофилософском и историк...Современная энциклопедия
  9. лотманЛОТМАН Юрий Михайлович литературовед. Профессор Тартуского государственного университета академик АН Эстонии . Проблемы российской истории теории русской литературы и ку...Современный энциклопедический словарь
  10. лотманЛОТМАН Лидия Михайловна р . российский литературовед. Сестра Ю. М. Лотмана. В центре внимания русская литература в первую очередь драматургия в. проблемы реализма. Книг...Современный энциклопедический словарь
  11. лотманЛОТМАН ЛОТМАН Юрий Михайлович февраля Петроград октября Тарту специалист в области теории литературы и эстетики истории русской литературы и культуры семиотики и ку...Философская энциклопедия
  12. лотманЛОТМАН Юрий Михайлович литературовед культуролог искусствовед семиотик глава тартускомосковской структурносемиотич. школы гуманитарных исследований. Отец известный адв...Энциклопедия культурологии
  13. лотманЛОТМАН Юрий Михайлович литературовед культуролог искусствовед семиотик глава тартускомосковской структурносемиотич. школы гуманитарных исследований. Отец известный адв...Энциклопедия Культурология XX век