Краткий энциклопедический словарь по «Слову о полку Игореве»

ДМИТРИЕВ М. А.

ДМИТРИЕВМихаил Александрович (23.5(3.6).1796, с. Богородское Симбир. губ., — 5(17).9.1866, Москва) — рус. поэт, критик, переводчик, гос. деят. Ок. Благородный пансион при Моск. ун-те (1813); служащий Моск. архива м-ва иностр. дел (до 1847), обер-прокурор 7-го департ.; зав. делами Общ. собр. моск. департ. Сената; основатель О-ва громкого смеха (1816—20), чл. ОЛРС (с 1820). Писал стихи, мемуары, критич. статьи, интересовался историей лит-ры.

Историогр. интерес представляет ст. Д. «О характере поэзии, ее идее и форме» (Москвитянин, 1850, № 5, отд. 3), в которой для доказательства того, что в истории рус. лит-ры объективность изображения действительности преобладала над субъективностью, как образец высокохудож. иск-ва называется «Слово о полку Игореве». О нем Д. отзывается так: «В самом древнейшем известном нам произведении нашей поэзии, в „Слове о полку Игореве“, писанном в младенчестве нашего народа, и по всей вероятности в южной части России, открывается чистая объективность. Поэт облекает все в картины, даже собственные чувства! Это — изумительное богатство самых смелых и живых образов! Можно сказать, что вся поэма писана не словами, а живыми образами и яркими красками, взятыми из природы! — Возьмем в пример хоть Плач Ярославны, где господствует чувство, следовательно, лиризм; и там — самая эта горесть выражается в образах!» (с. 10).

В качестве примеров «богатой объективности» Д. анализирует ряд созданных автором «Слова» образов — персонажей, картин природы и заключает: «Как видна в этой поэме свежесть народа юного! Как видно, что поэт, избыточествующий молодою силою, сливается в одно лицо с этим народом, живет с ним одною молодою жизнью! Какая яркость красок и какая истина в воображении, когда мы и ныне, через семь столетий, любуемся этой поэмой и сочувствуем ей по какому-то родственному чувству!» (с. 12).

Лит.:Барсов Е. В., I, с. 13.