Клиническая психология. Психологический лексикон

ТРЕНИНГ

психологический) (от англ. train — тренировать, тренироваться — один из ведущих методов практической психологии, опирающийся на ряд психотерапевтических, и психокоррекционных методов, а также на активные методы обучения. В самом общем виде Т. направлен на повышения общей, когнитивной и профессиональной компетентности каждого члена тренинговой группы, в том числе на развитие навыков самопознания, саморегуляции, общения, межличностного и межгруппового взаимодействия, профессиональных умений и т. п. Понятие Т. используется для обозначения широкого круга методик, основывающихся на самых различных теоретических подходах и принципах, при этом считается, что единой классификации Т. не существует. Тем не менее появились теоретические работы, позволяющие классифицировать психологические Т. по ряду оснований (В. В. Никандров. Антитренинг. 2003). В. В. Никандров, обобщив опыт и теоретические позиции многих психологов-практиков, предлагает осуществлять группировку Т. по следующим критериям: I. По ведущей цели (конечному эффекту): А. Психокоррекционный Т., который направлен "на изменение психической сферы человека с конечной целью совершенствования самосознания, поведения или профессиональной деятельности людей или групп". К этому виду Т. относятся: 1)психотерапевтический Т., нацеленный на разрешение внутриличностных конфликтов и кризисных состояний человека (изменение самосознания); 2) Т. личностного развития, направленный на совершенствование личностных качеств человека, оптимизацию его поведения и самореализацию (синоним — Т. личностного роста); 3) обучающий Т., нацеленный на приобретение знаний, умений и навыков в определенных областях социальной активности человека; 4) организационный Т., направленный преимущественно на совершенствование совместной деятельности коллективов и получение организационного эффекта (совершенствование структуры, организации, улучшение социально-психологического климата, повышение профессиональной компетентности сотрудников и т. п.). Б. методический Т. — направлен на подготовку профессиональных специалистов-тренеров. II. По конкретным задачам — сюда относятся все многообразие конкретной тренинговой работы, соответствующей перечисленным выше целям: 1) психотерапевтические Т. — психодрама (Дж. Морено), группы встреч (К. Роджерс), гештальт-терапия (Ф. Перлз), психоанализ, эстетотерапия (арт-терапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, рисование, лепка, маско-терапия, кинотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, телесная психотерапия (Ф. Александер), райхианская терапия (В. Райх), биоэнергетика (А. Лоуэн), различные релаксационные Т., логотерапия (В. Франкл), онтопсихология (А. Менегетти), психосинтез (Р. Ассаджиоли), трансактный анализ (Э. Берн), психотерапия трансактного синтеза (В. А. Петровский) и др.; 2) Т. личностного развития — Т. самопознания, Т. уверенности в себе, Т. самореализации личности, Т. развития жизненных целей, Т. развития интеллектуальных способностей, Т. креативности, Т. сензитивности, Т. общения, социально-психологический Т. поведения и др; 3) обучающий Т. — перцептивный Т., Т. коммуникативной компетентности, Т. индивидуального стиля общения, Т. жизненных (и других) умений, Т. разрешения конфликтов, Т. преодоления страхов, Т. публичных выступлений, Т. делового общения, Т. переговоров, Т. принятия решений, Т. профессионального самоопределения Т. подбора персонала, Т. продаж, Т. родительских отношений, Т. формирования имиджа, Тайм — Т. (распределение времени), Т. поведения в экстремальных ситуациях; 4) организационный Т. — Т. формирования команды, гармонизации социально-психологического климата, оптимизации управленческих структур, Т. взаимодействия в экстремальных ситуациях, ведения предвыборных кампаний и т. п. III. По типу объекта психологического воздействия — сюда относится: 1) работа с индивидом — обычно проводится в формате психотерапевтического Т. (например, психоаналитической направленности), реже — личностного; 2) работа с искусственной экспериментальной группой — разновидность группового Т., когда члены группы изначально не связаны между собой никакой системой отношений, при этом налаживание внутренних связей происходит в процессе Т. (например, группы встреч по К. Роджерсу, Т-группы по К. Левину); 3) работа с реальной группой — как правило это производственный коллектив, спортивная команда, семья, школьный класс и т. п. Для таких групп наиболее характерный вид Т — организационный, при этом основная форма отношений в группе — межличностная; 4) работа с организацией — вид комплексной психологической работы с формализованной социальной организацией, имеющей юридический статус и выступающей заказчиком определенных психологических услуг. Комплексность услуг предполагает: а) работу по просвещению, обучению, диагностике, консультированию, социально-психологическому экспериментированию, проведению Т., организационно-деловых игр и проч.; б) возможность работы как в искусственных, так и в естественных условиях; в) работу как в групповой, так и в индивидуальной формах; г) работу с представителями разных функциональных (должностных) обязанностей и уровней; 5) работа с учебно-тренировочной группой — представляет собой тренинговую работу в контексте образовательного процесса. IV. По числу участников объекта воздействия — сюда относятся: 1) аутотренинг — Т., в котором роли ведущего (тренера) и обучаемого (тренируемого) совмещены в одном лице. Теоретически это может быть любой вид психокоррекции, выполняемый самостоятельно одним человеком. Но на практике имеется в виду основанная на самовнушении аутогенная тренировка; 2) индивидуальный Т. — психологическая тренировка одного человека, при которой психологическое воздействие идет от тренера к клиенту (пациенту); 3) групповой Т. — тренировка нескольких человек одновременно. Объем группы может колебаться в широком пределе: для семейной группы нижний предел — два человека, для остальных видов группового Т. это минимум четыре человека. Наиболее приемлемый размер группы 8—15 человек. Численность группы может достигать и сотен человек, но тогда возрастает степень авторитарности в управлении групповыми процессами. По степени структурированности различают три уровня групповой работы: а) собственно групповую (2—15 человек), б) коллективную и в) массовую. Коллективная разновидность группового Т. ориентирована на преимущественное использование горизонтальных связей, при которых влияние партнеров по группе на каждого ее члена имеют вес больший, чем влияние тренера. Именно групповые эффекты, связанные со взаимовлиянием членов группы друг на друга, предопределили развитие этой формы тренинговой работы. Массовая разновидность групповой психологической работы характерна для больших слабо структурированных (как правило, стихийных) групп (например, толпа, болельщики на стадионах, зрительская аудитория и т. п.). При этом ведущие приемы психологического воздействия по вертикали — подражание, по горизонтали — заражение. Высшие формы воздействия — разъяснение и убеждение здесь малоэффективны. V. По числу ведущих (тренеров — 1) без ведущего — форма психокоррекционной работы, осуществляемая собственными силами людей, стремящихся к определенным психологическим изменениям своей личности и поведения (группы взаимопомощи); 2) с одним ведущим — работа по определенной тренинговой программе, когда один ведущий осуществляет ее от начала до конца; 3) с несколькими ведущими; 4) с "искусственным ведущим" — работа по самосовершенствованию, осуществляемая индивидом или группой самостоятельно по инструкции или с помощью ЭВМ. VI. По временному режиму — 1) кратковременный, разовый (от 2 до 12 часов); 2) цикличный, многоразовый (число занятий от 2 до 20 продолжительностью от 4 до 10 часов в зависимости от типа решаемых задач); 3) долговременный ("марафон" — круглосуточное психокоррекционное занятие в течение нескольких дней; 4) длительный — ведется в течение ряда месяцев и даже лет (например, личностное развитие ребенка, консультативное сопровождение клиента, психоаналитическая терапия) VII. По типу руководства — А. Общестратегический подход: 1) директивный Т., в определенной степени манипулятивный, поскольку участники Т. обязаны строго следовать указаниям ведущего, инициатива допускается только в разрешенных пределах; 2) недирективный Т. — часть полномочий по управлению группой передается ее членам, что создает благожелательную атмосферу и стимулирует партнерские отношения. Б. Стиль руководства: 1) авторитарный (доминирующий — стиль управления группой, при котором тренер стремится максимально подчинить своему влиянию партнеров по общению, обычно осуществляется в рамках директивного Т. с жестко структурированными задачами; 2) демократический (коллегиальный) стиль, используя который тренер способствует активности, творчеству, взаимной открытости членов группы друг другу; 3) популистский (либеральный — стиль, при котором управление группой не регламентировано и зависит от складывающихся обстоятельств и отношений в группе. VIII. По техническому обеспечению — 1) безаппаратурный Т.; 2) аппаратурный Т. — ведется с использованием аудио и видео аппаратуры, игровых средств, ЭВМ и др. IX. По составу (контингенту) объекта воздействия — А. По однородности состава: 1) работа с однородной, сплоченной (гомогенной) группой; 2) работа с неоднородной по составу, полу, возрасту, уровню образования и т. п. (т. е. гетерогенной) группой. Б. — По возрасту: детские и взрослые группы. В. — По полу: женские, мужские и смешанные группы. Г. — По степени знакомства участников друг с другом: группы незнакомых, слабо знакомых и хорошо знакомых. Д. — По состоянию психического здоровья: 1) работа со здоровыми клиентами; 2) работа с клиентами, имеющими психические расстройства в пределах медицинской нормы (акцентуации); 3) работа с пациентами (больными). Е. — По специфике структуры группы (внутренние и внешние связи): Е-1: По внутренним связям: 1) Т. семейных отношений; 2) Т. межличностных отношений (дружественных, враждебных, любовных и проч.); 3) профессиональные Т.; 4) Т. с лечебными группами; 5) Т. с неспецифическими группами. Е-2: По внешним связям: 1) открытые группы; 2) закрытые (корпоративные) группы. Ж. — По роду ведущей социальной деятельности участников: 1) работа с предпринимателями; 2) работа с руководителями и менеджерами; 3) работа с государственными служащими; 4) работа с политиками и общественными деятелями; 5) работа с учащимися; 6) работа с педагогами; 7) работа с врачами; 8) работа с торговыми работниками; 9) работа по связям с общественностью (public relations — PR); 10) работа с населением (без профессиональной специфики) и т. д. Социальная и профессиональная специфика тренинговой группы требует от тренера разработки адекватных методов и приемов работы с ней. Предложенная классификация видов Т. достаточно точно отражает их сущностную природу, а именно целенаправленность, осознанность, осуществимость и способность решать поставленные задачи психотерапевтическими средствами, т. е. их эффективность. При всем количественном и качественном разнообразии Т. и их теоретических оснований, В. В. Никандров выделяет пять основных принципов, которые позволяют отличать тренинговый метод от других психологических методов. К этим базовым принципам относятся: 1) повышенная активность членов группы, включающая, в свою очередь, частные принципы — персонификации, равенства всех членов группы и исследовательский подход; 2) игровой характер, использующий принцип моделирования реальных жизненных ситуаций; 3) обучающая направленность, включающая принцип новизны и принцип "не навреди"; 4) систематическая рефлексия, основанная на принципах обязательной обратной связи, релевантности, доверительности, конфиденциальности. При этом принцип обратной связи предусматривает определенные условия своего применения — констатирующий характер высказываний (исключающий назидательность, иронию и оценочность), их конкретность, конструктивность и актуальность; 5) групповая форма проведения, которая предполагает: а) свободу принятия решения об участии в тренинге или отказе от участия на любом его этапе (принцип добровольности); б) осведомленность о целях, процедурах и ожидаемых результатах Т. (принцип информированности); в) отбор ведущим тренером в группу Т. людей, которым не противопоказана работа в Т. данного вида, и последующий мониторинг состояния группы в целом и каждого из ее участников отдельно с целью предупреждения нежелательного развития событий и психотравмирующих ситуаций (принцип диагностики). Значение Т. в системе образования, психотерапевтической и психокоррекционной работы неуклонно возрастает, поскольку эффективность Т. по сравнению с другими подходами к обучению и совершенствованию навыков уже доказана практикой.

  1. тренингангл. train тренировать тренироваться любая учебная программа набор процедур имеющие целью выработать в ходе групповых занятий по специальной программе определнные реак...Большая энциклопедия по психиатрии
  2. тренингм. см. тренировка Итальянорусский словарь. Синонимы аудиотренинг бизнестренинг видеотренинг психотренинг секстреннинг тренаж тренировка треннинг упражнение...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  3. тренингм. спорт. тренировка...Большой русско-испанский словарь
  4. тренингсущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  5. тренингм. training trni m...Большой русско-французский словарь
  6. тренингот англ. train обучать воспитывать англ. training нем. Training. . Специальный тренировочный режим тренировка. . Процесс получения навыков и умений в к.л. области....Большой толковый социологический словарь II
  7. тренингм.training m аудиотренинг бизнестренинг видеотренинг психотренинг секстреннинг тренаж тренировка треннинг упражнение...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  8. тренингангл. training . в коневодстве и конном спорте системаупражнений для лошади с целью выработки максимальной работоспособности иподготовки к испытаниям. Реже то же что тре...Большой энциклопедический словарь II
  9. тренингТРЕНИНГ англ. training . в коневодстве и конном спорте система упражнений для лошади с целью выработки максимальной работоспособности и подготовки к испытаниям] Реже то ...Большой Энциклопедический словарь V
  10. тренингспециальный режим тренировок система подготовки в какойлибо сфере деятельности например тренинг делового общения вид социальнопсихологического упражнения направленный на...Глобальная экономика. Энциклопедия
  11. тренингопределение] Термин происходит от английского training и имеет ряд значений подготовка обучение тренировка и т.п. Общепризнанного определения слова тренинг не существует ...Живой словарь бизнес-тренера
  12. тренинга м. спец.em Тренировка а также специальный тренировочный режим.Тренинг лошадей. Тренинг боксера. Тренинг балерины.em [Коонен] начинала свой тренинг. Он состоял в беге п...Малый академический словарь
  13. тренингкорень ТРЕН корень ИНГ нулевое окончаниеОснова слова ТРЕНИНГВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ТРЕН ИНГ Слово Тренинг содержит следующие...Морфемный разбор слова по составу
  14. тренингНачальная форма Тренинг винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  15. тренингтренинг м. Специальный тренировочный режим тренировка....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  16. тренингВообще любая определенная учебная программа или набор процедур разработанных для того чтобы в результате их осуществления был получен конечный продукт в виде организма с...Оксфордский толковый словарь по психологии
  17. тренингВообще любая определенная учебная программа или набор процедур разработанных для того чтобы в результате их осуществления был получен конечный продукт в виде организма с...Оксфордский толковый словарь по психологии
  18. тренингтренинг тренинг а...Орфографический словарь
  19. тренингu м аудиотренинг бизнестренинг видеотренинг психотренинг секстреннинг тренаж тренировка треннинг упражнение...Орфографический словарь русского языка
  20. тренинг.Под тренингами понимается такое обучение в котором теоретические блоки материала минимизированы и основное внимание уделяется практической отработке навыков и умений. В ...Официальная терминология
  21. тренингангл. training тренировка натаскивание многократное выполнение упражнений учащимся. Обычно является частью общего образовательного процесса. Вид обучения проводимого по ...Педагогический глоссарий
  22. тренингформа интерактивного обучения целью крого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. Является одним из важнейших методов в с...Педагогический словарь
  23. тренингинтенсивное обучение с практической направленностью. В отличие от обучения в рамках образовательных программ ориентированного на формирование системы знаний обучениеТ. на...Педагогический терминологический словарь
  24. тренингтренинг тренинги тренинга тренингов тренингу тренингам тренинг тренинги тренингом тренингами тренинге тренингах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  25. тренингОрфографическая запись слова тренинг Ударение в слове тренинг Деление слова на слоги перенос слова тренинг Фонетическая транскрипция слова тренинг [дрэннк] Характеристик...Полный фонетический разбор слов
  26. тренингангл training специальная систематическая тренировка обучение по заранее отработанной методике сконцентрированное на формировании и совершенствовании определенных умений...Профессиональное образование
  27. тренингот англ. train training тренировочный режим особый вид способ обучения и практических действий доходящих до автоматизма. Представляет собой многофункциональный метод пре...Профсоюзный словарь-справочник
  28. тренинг[от англ. treining] спец. то же что тренировка специальный тренировочный режим...Психомоторика словарь-справочник
  29. тренингот англ. train тренировать тренироваться. В психотерапии Т. это совокупность психотерапевтических психокоррекционных и обучающих методов направленных на развитие навыко...Психотерапевтическая энциклопедия
  30. тренингТРЕНИНГ от англ. train тренировать тренироваться. В психотерапии Т. это совокупность психотерапевтических психокоррекционных и обучающих методов направленных на развити...Психотерапевтическая энциклопедия II
  31. тренингтренинг аСинонимы аудиотренинг бизнестренинг видеотренинг психотренинг секстреннинг тренаж тренировка треннинг упражнение...Русский орфографический словарь
  32. тренингМ xs. tlim mq xsusi tlim mq rejimi....Русско-азербайджанский словарь
  33. тренингм. вербальный тренинг игровой тренинг интеллектуальный тренинг ментальный тренинг моторный тренинг перцептивный тренинг сенситивный тренинг сенсомоторный тренинг социальн...Русско-английский психологический словарь
  34. тренингtraining аудиотренинг бизнестренинг видеотренинг психотренинг секстреннинг тренаж тренировка треннинг упражнение...Русско-английский технический словарь
  35. тренингТрэннг...Русско-белорусский словарь
  36. тренингспорт.i трэннг муж.i...Русско-белорусский словарь II
  37. тренинг. лошадей . боксра . Синонимы аудиотренинг бизнестренинг видеотренинг психотренинг секстреннинг тренаж тренировка треннинг упражнение...Русско-китайский словарь
  38. тренингtrening...Русско-польский словарь
  39. тренингтренинг маш варзиш...Русско-таджикский словарь
  40. тренингmemharjoittelu treenaus...Русско-финский словарь
  41. тренингtraining...Русско-французский медицинский словарь
  42. тренингtrning...Русско-чешский словарь
  43. тренингтренингСинонимы аудиотренинг бизнестренинг видеотренинг психотренинг секстреннинг тренаж тренировка треннинг упражнение...Русское словесное ударение
  44. тренингм.тренировка...Сербско-русский словарь
  45. тренингангл.Train обучать воспитывать систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков и поведения участников тренинга. Различают тренинг делового общения ...Словарь бизнес терминов
  46. тренингтренинг англ.em training спец. тренировочный режим тренировка. Новый словарь иностранных слов. by EdwART тренинг [англ. training] сп. то же что тренировка Большой слова...Словарь иностранных слов русского языка
  47. тренингв коневодстве и конном спорте система упражнений для лошади с целью выработки максимальной работоспособности и подготовки к испытаниям. В широком значении то же что тре...Словарь исторических терминов
  48. тренингтренинг см. упражнение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М. Русский язык.З. Е. Александрова. тренинг сущ. тренировка тренаж Словарь русских си...Словарь синонимов II
  49. тренингформа интерактивного обучения целью которого является развитиекомпетентности межличностного и профессионального поведения в общении....Словарь терминов по общей и социальной педагогике
  50. тренингсистема практических заданий и упражнений построенных в определенной последовательности и специальном тренировочном режиме [ c. c. c. c. ] форма интерактивного обу...Современный образовательный процесс
  51. тренингТРЕНИНГ англ . training . в коневодстве и конном спорте система упражнений для лошади с целью выработки максимальной работоспособности и подготовки к испытаниям. Реже то...Современный энциклопедический словарь
  52. тренингпланомерно осуществляемая программа упражнений по формированию и совершенствованию умений и навыков для повышения эффективности разнообразных видов деятельности [. С. ]....Социология. Словарь
  53. тренингтренинг [англ training]спец. тренировочный режим тренировка....Толковый словарь иностранных слов
  54. тренингТРЕНИНГ а м. спец. Система режим тренировок....Толковый словарь Ожегова
  55. тренингтренинг тренинг а м. спец. Система режим тренировок....Толковый словарь русского языка II
  56. тренингТРЕНИНГ а м. спец. Система режим тренировок....Толковый словарь русского языка
  57. тренингУдарение в слове тренингУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове тренинг...Ударение и правописание
  58. тренингRzeczownik тренинг m trening m...Универсальный русско-польский словарь
  59. тренингтренинг тренинги тренинга тренингов тренингу тренингам тренинг тренинги тренингом тренингами тренинге тренингах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализн...Формы слова
  60. тренингНети Нигер Нит Нтр Регин Нерин Ренин Рет Рин Ринг Тег Нер Негр Интерн Теин Тигр Тинг Грин Гнет Гит Гетр Гет Тир Тире Трен Генри Генин Ген Тренинг Терн Интер Итр Рентинг...Электронный словарь анаграмм русского языка
  61. тренингот англ. train обучать воспитывать англ. training нем. Training. . Специальный тренировочный режим тренировка. . Процесс получения навыков и умений в к.л. области. Anti...Энциклопедия социологии