Клиническая психология. Психологический лексикон

НЕРЕФЛЕКСИВНОЕ СЛУШАНИЕ

один из приемов "понимающего слушания"; состоит в умении психотерапевта молча, внимательно слушать клиента без рефлексии (анализа содержания его высказывания). Предназначение С. н. — создание условий для того, чтобы клиент полностью выговорился особенно в ситуациях, когда ему необходимо обсудить свои наболевшие вопросы (например, семейный конфликт). Правила С. н.: (а) минимум ответов (невмешательство) со стороны психолога; (б) быть своеобразной "губкой", впитывающей все, что говорит клиент, без какого-либо отбора и сортировки; (в) постоянно подавать клиенту сигналы, что тот услышан. Для этого психологом используются короткие реплики: "Да…", "Да-да…", "Понимаю…", пр. Эти реплики нейтральны, помогают клиенту говорить (приглашая продолжать), показывают ему, что им интересуются, хотят знать его мнение и чувства. Сигналом внимания для клиента может быть и кивок головы психолога, легкое изменение выражения его лица, пр. Недостатки использования С. н. проявляются в следующих ситуациях: (1) у клиента желание говорить слабое или совсем отсутствует; (2) есть опасность, что внимание психолога клиент истолкует как полное согласие с содержанием его рассказа; (3) в течение длительного времени иногда приходится слушать пустую болтовню.

  1. нерефлексивное слушаниеумение внимательно молчать не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Применяется в случаях когда говорящий испытывает трудности в формулировании своих мыслей л...Евразийская мудрость от А до Я
  2. нерефлексивное слушаниев диалоге явление когда собеседник слушает внимательно и почти не вмешивается в речь партнера своими замечаниями и др. в основном молчит. Но это не пассивное слушание с ...Культура речевого общения
  3. нерефлексивное слушаниелат. reflexio отражение слушание без анализа рефлексии дающее возможность клиенту высказаться состоит в умении психотерапевта внимательно молчать. Это один из приемов по...Психология общения. Энциклопедический словарь