Китайская философия. Энциклопедический словарь

ЯН ЧЖУ

Ян Цзыцзюй, Ян Шэн. Между 440 - 334 до н.э. Уроженец царства Вэй. Философ, представитель раннего даосизма. Сведений о его жизни сохранилось крайне мало. Происходил предположительно из бедной крестьянской семьи. Много путешествовал по древнекит. царствам, имел большое количество сторонников и учеников. Соч. не оставил (или они утеряны). Сведения о его взглядах и фрагменты суждений приводятся в памятниках 4 - 2 вв. до н.э. - "Мэн-цзы", "Чжуан-цзы", "Хат Фэй-цзы", "Люй-ши чунь цю" и "Хуайнанъ-цзы". В "Ле-цзы" содержится компактная гл. "Я. Ч.", в к-рой приводятся беседы и рассуждения философа. По поводу ее аутентичности существуют различные т.зр., однако большинство отечеств, ученых считает ее интерполяцией в текст "Ле-цзы", к-рая содержит достоверные сведения о взглядах Я. Ч. и составлена его учениками после смерти учителя в 4 - 3 вв. до н.э. Я. Ч. вошел в историю кит. философии как блестящий полемист, философ-атеист, "вольнодумец", непримиримый противник конфуцианства, проповедовавший "естеств." развитие человека, не стесненное социальными, этич. или политич. рамками. Основу филос. взглядов Я. Ч. составляет идея "естеств. бытия" человека. Человек - неотъемлемый элемент природы, ее продукт, отличающийся от прочих "вещей" лишь разумом: "Человек подобен Небу и Земле. Человек является самым разумным [среди всех существ], наделенных жизнью. Поэтому он согласно своей природе полагается на разум, а не опирается на силу" (здесь и далее - "Ле-цзы", гл. 7 "Я.Ч."). Восприятие мира через органы чувств определяет отношение человека к внеш. миру. Подавлять это естеств. восприятие мира вещей - значит подавлять "природу человека". Я.Ч. первым из кит. мыслителей отверг существование целенаправленной "воли Неба". Человек живет и умирает в силу "естеств. необходимости", к-рую он называет "судьбой" (см. Мин [1]). Человек смертен, его жизнь конечна. "То, что делает все вещи разными, - это жизнь, то, что делает их одинаковыми, -это смерть. В смерти существует тождество - это тождество смрада и разложения, исчезновения и уничтожения... При жизни это Яо и Шунь (см. Шэн [1]), после смерти это - разложившиеся кости. Поэтому следует наслаждаться, пока живы" ("Ле-цзы"). Призыв к "наслаждению жизнью" - второй принципиальный тезис учения Я. Ч. По поводу его конкр. содержания исследователи расходятся во мнениях. Наиболее часто Я.Ч. обвиняется в крайнем индивидуализме и гедонизме. Конф. традиция приписывает ему высказывание: "Я не вырвал бы и волоска, чтобы принести пользу Поднебесной". Это обвинение первым бросил конфуцианец Мэн-цзы, намеренно исказив смысл слов Я.Ч. Последний в беседе, приведенной в "Ле-цзы", говорит о подобном высказывании легендарного персонажа Бочэн Цзыгао, к-рое он в принципе одобряет и поясняет свою позицию следующим образом: "Люди древности не соглашались вырвать у себя даже один волосок для пользы Поднебесной, но они и не брали всего, что только можно, от Поднебесной для себя лично. Никто из людей не лишался ни единого волоска; никто не приносил пользу Поднебесной, а она между тем пребывала в состоянии порядка. Миру, безусловно, не помочь одним волоском". Т.о., речь у Я.Ч. идет не о теории "все для себя", а о бессмысленности мелких жертв, к-рые не изменят положения дел в Поднебесной. Обвинение Я.Ч. в крайнем гедонизме также представляется преувеличением. Философ призывал лишь к наслаждению радостью жизни, имея в виду, что после смерти наступает "безразличие". Но и тут он выступал против крайностей: "И красотой [женщин], и вкусом [пищи] нельзя [наслаждаться] постоянно: приедаются; звуками и красками нельзя развлекаться постоянно: пресыщаешься". Бесполезной считал Я.Ч. и жажду славы, поскольку "истинное не обладает славой, а обладающее славой не обладает истиной". Приводя в пример "людей глубокой древности", он говорил, что они, зная, что "в жизнь постепенно приходят, а в смерть постепенно уходят, действовали, подчиняясь [порывам своего] сердца, а не шли против своих естеств. страстей". Исходя из своей концепции "разумного, естеств. наслаждения жизнью", Я. Ч. считал бесполезной деятельность "совершенномудрых" правителей древности и самого Конфуция, у к-рых при жизни "не было ни одного радостного дня", а посмертная слава им была уже не нужна. Учение Я. Ч. было предано анафеме конф. ортодоксами, а гл. "Я. Ч." объявлена поздней подделкой. Взгляды Я. Ч. оказали заметное влияние на последующее развитие материалистич. тенденций кит. философии. На рус. яз. перевод гл. "Я. Ч." и всего памятника "Ле-цзы" впервые выполнен в 60-е гг. Л.Д. Позднеевой. *Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967; Я.Ч. // Древнекит. философия. Т. I. М., 1972; "Петров А.А. Я.Ч. - вольнодумец Древнего Китая // Советское востоковедение. М.-Л., 1940; Быков Ф.С. Зарождение политич. и филос. мысли в Китае. М., 1966. С. 120 - 138; Ян Хиншун. Материалистич. мысль в древнем Китае. М., 1984. С. 90 - 101; Forke A. Young Chus Garden of Pleasure (tr. of Ch. 7). L., 1912; Graham A.C. The Dialogue between Yang Yu and Chyantzyy // Bulletin of the School of Oriental and African Studies (Bsoas). 1959. Vol. 22/2. cm. также лит-ру к ст. "Ле-цзы". В.Ф. Феоктистов

  1. ян чжуодин из мыслителей Др. Китая вольнодумец атеист и гедонист противник Конфуция. Он провозглашал идеи себялюбия включая и любовь к своему роду ценности земной жизни естеств...Атеистический словарь II
  2. ян чжуЯн Цзыцзюй Ян Шэн приблизительно или до н. э. древнекитайский мыслительвольнодумец. Сочинения Я. Ч. не сохранились о его взглядах можно судить по фрагментам в трактатах...Большая Советская энциклопедия II
  3. ян чжуок. до н.э. кит. философ. Сведения о его жизни и произв. весьма скудны. Сохран. лишь отдельные отрывки о нем в книгах Мэнцзыem Чжуанцзыem Сюньцзыem Хань Фейцзыem и Лю...Древний мир. Энциклопедический словарь
  4. ян чжуок. до н.э. кит. философ. Сведения о его жизни и произв. весьма скудны. Сохран. лишь отдельные отрывки о нем в книгах Мэнцзы Чжуанцзы Сюньцзы Хань Фейцзы и Люйши чунь...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  5. ян чжуЯн Цзыцзюй Ян Шэн.Между до н.э. Уроженец царства ВэйФилософ представитель раннего даосизма. Сведений о его жизни сохранилось крайне мало. Происходил предположительно и...Китайская философия. Энциклопедический словарь II
  6. ян чжуЯн Цзыцзюй Ян Шэн прибл. или до н. э. др.кит. мыслительвольнодумец. Происходил повидимому из бедной крест. семьи. Много путешествовал распространяя при этом сво учение ...Советский философский словарь
  7. ян чжуЯН ЧЖУ Ян Цзыцзюй Ян Шэн прибл. или до н. э.emem др.кит. мыслительвольнодумец. Происходил повидимому из бедной крест.em семьи. Много путешествовал распространяя при эт...Философская энциклопедия
  8. ян чжуприбл. до н.э. др.кит. философ мысли крого в осн. изложены в главе Ян Чжу даоского трактата Лецзы в. н.э. Упоминания о нем имеются и в др. трактатах напр. в Чжуанцзы. ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  9. ян чжудревнекнт. философ. В своем учении выступал с позиций наивного материализма резко критиковал религиозные представления и веру в бессмертие. По его мнению все события и яв...Философский энциклопедический словарь