Китайская философия. Энциклопедический словарь

ЯН ЦЮАНЬ

Ян Дэцюань. Философ 3 в. из гос-ва Лян (на территории совр. пров. Хэнань). Жил уединенно, посвятив себя ученым занятиям, затрагивавшим помимо натурфилософии астрономию, географию, календарное счисление, фенологию, земледелие, медицину и т.п. Осн. соч. - "У ли лунь" ("Рассуждения о принципах вещей"), "Тай сюань чжу" ("Коммент. к "[Канону] Великого сокровенного") - в значительной части утрачены. Один цзюань ("свиток") из "У ли лунь" вошел в сб. Сунь Синъяня "Пинцзиньгуань цун шу" ("Собр. книг из дворца Пинцзиньгуань"), др. разрозненные тексты - в сб. "Цюань Саньго вэнь" ("Поли. собр. текстов пер. Троецарствия") Янь Кэцзюня и "И линь" ("Лес мыслей") Ма Цзуна (18 -19 вв.). Подробно разрабатывал учение об "изнач. пневме" (юань ци, см. Ци [1]). По Я. Ц., "то, чем утверждаются Небо (тянь) и Земля", т.е. их субстанциальная основа, есть вода (шуй), а "то, [благодаря чему происходит] становление Неба и Земли", т.е. более высокий уровень их субстантивации, есть "пневма" (ци [I]). Т.о., вода и "пневма" суть одна и та же субстанция. Небо, как природное начало высшего уровня, состоит из безбрежной "изнач. пневмы". Камни и почва представляют собой ту же "пневму", но "замутненную", вода - более легкую и текучую. "Накопление пневмы происходит спонтанно (цзы жань)", по мере "выработки вещей" (чань у, см. У [3]) субстантивированными в "пневме" полярными силами инь ян. Преемствовав учение Хуань Таня и Ван Чуна (1 в.) о соотношении "[телесной] формы" (сии [2]) и "духа" (шэнь [1]), Я. Ц. настаивал на идее "уничтожимости души" (см. "Шэнь ме лунь", Фань Чжэнъ). Отрицал учение об онтологич. первичности "отсутствия/небытия" (у [1], см. Ю - у). Сюй Юаньхэ

  1. ян цюаньЯн ДэцюаньФилософ в. из госва Лян на территории совр. пров. Хэнань. Жил уединенно посвятив себя ученым занятиям затрагивавшим помимо натурфилософии астрономию географию ...Китайская философия. Энциклопедический словарь II