Китайская философия. Энциклопедический словарь

ЧЖУ ЧЖИЮЙ

Чжу Луюй, Чжу Чуюй, прозв. Шуньшуй. 1600, Юйяо (совр. пров. Чжэцзян), - 1682. Мыслитель-конфуцианец. После падения дин. Мин (1644) стал одним из организаторов сопротивления маньчж. дин. Цин в Южн. Китае. В 1659 скрывался в Японии, Вьетнаме, Сиаме, периодически тайно пробираясь в Китай для проведения антицинских акций. Убедившись в поражении сопротивления, эмигрировал в Японию, где более 20 лет занимался преподавательской деятельностью, пользуясь покровительством сегуна (военного правителя и фактич. властелина страны) и авторитетом у япон. ученых. Последователи Ч.Ч. составили сб. "Шуньшуй сяныиэн вэнь цзи" ("Собр. соч. учителя Шуньшуя"), впервые вышедший в 1715 в Японии. В Китае соч. Ч.Ч. впервые изданы в 1913, после падения дин. Цин. С позиций конф. утилитаризма подвергал критике оба гл. течения неоконфуцианства - "учение о принципе" (ли сюэ) и "учение о сердце" (синь сюэ [1]), считая их далекими от потребностей политич. и идеологич. практики. Выдвинул тезис: "реальное изучение реального принципа" (ши ли ши сюэ), подразумевающий ориетацию обучения и науч. изысканий на решение задач гос. управления, с тем чтобы власть могла изменять "нравы народа и состояние земли" (т.е. экономику) в лучшую сторону. Полагал, что "доброта" и "зло" человеч. "природы" (син [1]) зависят не от "чистоты и мутности прежденебесной пневмы" (сянь тянь ци, см. Тянь, Ци [1]), т.е. от исходных качеств духовно-материальной субстанции, из к-рой в момент рождения состоит его "тело/личность" (см. Сю шэнь), но от изменений "посленебесных" (хоу тянь) субстанций личности в ходе человеч. жизни под воздействием обучения и социальных условий. Ч.Ч. оставил заметный след в совр. ему япон. культуре, особенно в политич. и педагогич. мысли. *Чжу Шуньшуй цзи (Собр. произв. Чжу Шунь-шуя). Пекин, 1981. Хэ Чэнсюань