Китайская философия. Энциклопедический словарь

ЦЗИ КАН

Си Кан, Цзи Шуе. 223, Хуэйцзи обл. Цзуцзе (совр. Шаосин пров. Чжэцзян),- 262. Философ, литератор из гос-ва Вэй, один из т.н. "семи мудрецов из бамбуковой рощи" (см. Жуань Цзи). Дослужился до чина чжунсань дафу (советник ср. ранга); отсюда прозе.- Цзи-чжунсань ("советник Цзи"). Казнен за критич. выступления против правящего клана Сыма. По преданию, в преддверии казни к нему обратились три тыс. студентов с просьбой разрешить им считать его своим учителем. Соч. сведены в сб. "Ц.К. цзи" ("Собр. произв. Ц.К."). В обл. натурфилософии придерживался учения об "изнач. пневме" (юань ци [1], см. Ци [1]) как источнике всего сущего; люди и "десять тыс. вещей" возникают в ходе взаимодействия субстантивированных в "пневме" дуальных космич. сил (см. Инь ян). Выступал против принципа "ценить отсутствие/небытие" (гуй у, см. Ю - у). Выдвинул тезис: "Сердце (синь [1]-сознание и психику) и звук разумно считать двумя [разными] вещами" ("Шэн у ай лэ лунь"- "О том, что звук не м.б. грустным и веселым"). Т.к. один и тот же звук может вызывать разные эмоции и мысли, то между внеш. средой и внутр. (сознание и психика) средой человека нет непосредств. связи: она опосредуется человеч. индивидуальностью. Верил в духовное бессмертие человеч. личности (см. Сянь сюэ). Применительно к политико-социальной сфере предложил тезис о "преодолении почитания имен и установлении т.о. естественности" (юэ мин цзяо эр жэнь цзы жань). Это подразумевало "преодоление" искусств, жесткости системы социальных ролей, закрепляемой в сознании людей посредством воспитания ("почитания", "обучения" - цзяо) в духе конф. учения об "исправлении имен" (чжэн мин). "Естественная" устойчивость обществ, отношений, по Ц.К., обеспечивается "почитанием" не этико-ритуальной "благопристойности" (ли [2]) и "имен" (мин [2])- социальных ролей, но естеств. "перемен" (и [4]), а также применением принципа "недеяния" (у вэй [1], см. Вэй [1]) в управлении. Гл. условием самосовершенствования считал "питание жизненности" (ян шэн), основанной на "уменьшении эгоистич. [потребностей] и ограничении желаний" (шао сы гуа юй). Своими учителями Ц.К. называл Лао-цзы и Чжуан Чжоу. Невысоко оценивал конф. "Шесть канонов" ("Лю цзин"), создателями к-рых считал не древних "совершенномудрых" (см. Шэн [1]), а Чжоу-гуна и Конфуция. Ряд соч. посвятил муз. теории и практике. *Чжунго чжэсюэ ши цзыляо сюаньцзи (Избр. материалы по истории кит. философии). Вэй Цзинь Суй Тан чжи бу (Разд. "Эпохи Вэй, Цзинь, Суй, Тан"). Ч. 1. Пекин, 1990; "Семененко И.И. Ц.К. и нек-рые моменты идеология, борьбы в сер. Ш в. н.э. // Вопросы кит. филологии. М., 1974; Его же. Ц.К. Ода о лютне // Проблемы вост. филологии. М., 1979. Ли Си

  1. цзи канЦЗИ КАН второе имя Ш у е обл. Цзяоцзюнь совр. пров. Аньхой китайский поэт и философ музыкант. Отказываясь служить власть имущим звал людей к великой чистоте к опрощени...Большая советская энциклопедия
  2. цзи канвторое имя Шуе область Цзяоцзюнь современная провинция Аньхой китайский поэт и философ музыкант. Отказываясь служить власть имущим звал людей к великой чистоте к опро...Большая Советская энциклопедия II
  3. цзи канСи Кан Цзи Шуе Хуэйцзи обл. Цзуцзе совр. Шаосин пров. Чжэцзян Философ литератор из госва Вэй один из т.н. семи мудрецов из бамбуковой рощи см. Жуань Цзи. Дослужился до чи...Китайская философия. Энциклопедический словарь II
  4. цзи канЦЗИ КАН Цзи Шуе китайский поэт философ музыкант. Стихи в жанре ши Ода лютне Трактат о долголетии и др. Незначит. часть сохранившихся соч. собрана Лу Синем....Литературный энциклопедический словарь