Китайская философия. Энциклопедический словарь

ФЭН ЮЛАНЬ

Фэн Чжишэн. 4.12.1895, Танхэ пров. Хэнань, - 26.11.1990, Пекин. Философ, историк философии. В 1915 поступил в Пекинский ун-т. С 1919 обучался в США, получил степень д-ра философии в Колумбийском ун-те (1924). После возвращения в Китай занимался научно-преподавательской деятельностью. В 1936 - 46 - проф. Объединенного Ун-та Юго-Запада (Куньмин). В 1946 - 7 работал в Пенсильванском ун-те (США), в 1947 -52 -в Ун-те Цинхуа. С 1952 проф. филос. ф-та Пекинского ун-та, чл. отд. философии и обществ, наук АН Китая. Чл. НПКСК 2, 3 и 4-го созывов, чл. ВСНП 4-го созыва. В ранних работах Ф.Ю. заметно влияние культурологич. идей Лян Шумина. В соч. "Сравнительное изучение жизненных идеалов" (на основе докт. дис.) Ф.Ю. ориентировался на поиск сходных тенденций в различных культурах. Выделил три направления человеч. мысли, исходя из идеализации тех или иных черт реального мира и соотношения в этих направлениях: с одной стороны, науки, постоянно увеличивающей объем содержательных познаний, и, с другой - философии, стремящейся к формализации и "пустоте" через уменьшение объема содержательных суждений. Деноминация этих направлений восходит к "Дао дэ цзину" (§ 48): "Кто учится, с каждым днем увеличивает, кто следует дао, с каждым днем уменьшает. В непрерывном уменьшении достигают недеяния". Первое направление мысли - "путь уменьшения" (сунь дао), характеризующийся аскетизмом, антиинтеллектуализмом и мистицизмом (Чжуан-цзы, Платон, буд. мыслители, Шопенгауэр); второе - "путь увеличения" (и дао), к-рому присущи рационализм, гедонизм и субъектный "эгоизм" (Ян Чжу, Мо Ди, Декарт, Бэкон и Фихте); третье - "срединный путь" (чжун дао), к-рому отдавал симпатии Ф.Ю. и к-рый позволяет избежать крайностей первых двух "путей" (Конфуций, Аристотель, представители неоконфуцианства, Гегель). В начале 30-х гг. создал фундамент, труд - "Историю кит. философии", в к-ром разделил развитие филос. мысли в Китае на два периода: "эпоху учений мудрецов" (цзы сюэ ши дай)- до пер. правления дин. Цинь (221 -207 до н.э.) и "эпоху изучения канонов" (цзин сюэ ши дай)- от дин. Хань (206 до н.э.- 220) до дин. Цин (1644-1911). Ф.Ю. стремился преодолеть тенденцию к "ниспровержению" кит. философии с позиций зап. методологии (см. Ху Ши). Признал приоритет Запада в создании формализованных филос. систем, в изучении кит. философии ориентировался на исследование "содержательных систем" - текстов, в разных формах выражающих существенную филос. проблематику. Историко-филос. методология Ф.Ю. испытала воздействие прагматистской эпистемологии, в части, концепции о "воле к вере" амер. философа и психолога У. Джемса. Серьезное внимание Ф.Ю. уделял роли геоэкономич. и социальных факторов в формировании специфики философии и связи последней с историей об-ва. Населению аграрного Китая "их земля представлялась миром". Изначально кит. философия тесно связана с крестьянским сознанием, что определило такие ее черты, как представления о цикличности мирового процесса, идеализация природы, неразвитость познавательной методологии (неразделенность объекта и субъекта). Немобильность населения и семейно-клановая система породили автократию и иерархичность - в результате на первый план выходили этич. проблемы "кланового строя", к-рыми занималось конфуцианство. Отсутствие в древнем Китае "коммерческой цивилизации" древнегреч. типа привело к неразвитости математики и "абстрактного знания", приоритету "естественного" перед "искусственным", что явилось мировоззренческим барьером на пути к промышленной революции. Ф.Ю. развивал концепцию социопрофессионального генезиса школ кит. философии, изложенную Лю Синем ("Хань шу", гл. "И вэнь чжи"). Связывал возникновение школ с распадом социальной системы гос-ва Чжоу к сер. 1-го тысячелетия до н.э., когда образованные аристократы, оказавшись среди простолюдинов, зарабатывали на жизнь исполнением своих прежних функций (педагогич., ритуальных, оккультных, дипломатич., военных) на основе частного найма. В кризисный для Китая пер. Войны сопротивления Японии (1937 - 45) Ф.Ю. разрабатывал систему "нового неоконфуцианства", или "новое учение о принципе" (синь ли сюэ), реконструирующее философию ли сюэ Чэн И - Чжу Си с использованием методологич. и теоретич. положений зап. философии. На Ф.Ю. значительно повлияли разработки амер. неореалистов Ф.Э. Вудбриджа, У.П. Монтегю, идеи Венского кружка логич. позитивизма (Л. Витгенштейн, Р. Карнап, М. Шлик) и Б. Рассела. Учитывая их аргументы против традиц. метафизики, Ф.Ю. конструирует философию, не содержащую высказываний относительно актуального эмпирич. мира (ши цзи) и анализирующую исключительно идеальный "истинностный" мир (чжэнь цзи). Из первопредпосылки "нечто существует" выводится четыре формальных аналитич. тезиса с соответствующими им "пустыми категориями" (кун мин), лишенными предметного содержания,- ли [1], ци [1], дао ти, да цюань: 1. За счет "принципов", "идеальных форм" -ли [1], пребывающих во вневременном и внепространственном "реальном бытии", всякая вещь относится к определенному, поддающемуся наименованию классу. 2. Актуализация ли [1] в индивид, существовании вещей реализуется "субстанцией" ци [1], не принимающей наименований, лишенной всяких характеристик и потому сопоставимой с категорией "небытие" древнегреч. философии. 3. Концепция "тела дао" (дао ти) выводится Ф.Ю. из рассмотрения существования вещей в его динамике и описывает актуализацию "принципов", содержащихся в их совокупности - "Великом пределе" (тай цзи). 4. "Великое целое" (да цюань) объединяет в себе мир актуального (существующие вещи) и "реальное" (ли [1]). Конкр. вещи можно ощутить, но не помыслить (они единичны, а понятия общи); ли [1] неощутимо, но мыслимо; дао и "Великое целое" нельзя ни помыслить, ни ощутить. Поэтому метафизика начинает с логико-аналитич. позитивного метода, обеспечивающего ясность мышления, и заканчивает негативным, лишающим объект всяких характеристик, за счет чего можно высказываться о том, что трансцедентно чувствам и разуму. Цель философии, по Ф.Ю., не в расширении фактуальных знаний, а в возвышении человеч. разума. Степень индивид, понимания мира и самосознания определяет принадлежность человека к определенной сфере бытия. На уровне природной (цзы-жань) сферы человек не осмысляет свое поведение и подчиняется инстинкту, в утилитарной (гунли)- руководствуется личной выгодой. К моральной (даодэ) сфере принадлежат люди, ведомые обществ, долгом. Высшая, космич., или универсальная (тянь-ди), сфера есть собственно продукт философствования, в ней человек объединяется с миром, предстающим в ипостаси "Неба" (тянь) или "Великого целого". По мнению Ф.Ю., ядром кит. филос. традиции был поиск синтеза духовного совершенства и социальной активности ("внутр. совершенной мудрости и внеш. царственности", нэй шэн вай ван), "достижения высшей просветленности и следования середине" (ср. "Чжун юн"). Синтетич. "всемирную философию будущего" Ф.Ю. видел "более мистичной", чем зап. философия, но "более рационалистичной", чем традиц. философия Китая. Осуществление такого синтеза предполагалось на пути слияния позитивного рационалистического онтологизма неоконфуцианства Чэн [братьев] - Чжу [Си] школы и платонизма с "негативным гносеологизмом" даосов, мыслителей буд. Чань школы и кантианцев. С конца 40-х it. Ф.Ю. вернулся к исследованию истории кит. философии. В 1947 в США вышла "Краткая история кит. философии", написанная Ф.Ю. специально для зап. читателя и содержащая краткое изложение его историко-филос. и собственно филос. взглядов. В 1957 выступил против тотального отрицания наследия кит. философии, призвав к "восприятию абстрактного" общегуманистич. смысла категорий конфуцианства; заявил, что Конфуций не является материалистом, так как его учение направлено на приведение фактов в соответствие с абстрактными понятиями (см. Чжэн мин). С начала 50-х гг. Ф.Ю. стал одной из гл. мишеней в борьбе с "феодально-бурж. философией", что привело к вынужденному снижению научно-теоретич. уровня его работ. В 80-е гг. Ф.Ю. работал над семитомной "Историей кит. философии в новой редакции". Выполненные в 30 - 40-х гг. Д. Бодде и Э.Р. Хьюзом переводы трудов Ф.Ю. широко используются зап. синологами и ощутимо влияют на их исследования. *Чжунго чжэсюэ ши синь бянь (История кит. философии в новой редакции). Т. 1 - 7. Пекин, 1983 и др.; Саньсунтан цюань цзи (Поли. собр. соч. из Зала трех сосен). Т. 1 - 15. Хэнань, 1985 и др.; Саньсунтан сюэшу вэньцзи (Сб. науч. статей из Зала трех сосен). Пекин, 1984; Саньсунтан цзысюй (Автобиография из Зала трех сосен). Пекин, 1989; A History of Chinese Philosophy. Vol. 1 - 2. Princ., 1953; A Short History of Chinese Philosophy. N.Y., 1958; The Spirit of Chinese Philosophy. L., 1962 (2nd imp.); **Буров В.Г. Совр. кит. философия. М., 1980; Ломанов А.В. "Путь высшей просветленности и следования середине". Ф.Ю. и его филос. наследие // ПДВ. 1992. №6; Chang Wing-tsit (tr. and сотр.). A Source Book in Chinese Philosophy. Princ., 1963; Ван Цзянпин. Ф.Ю. чжэсюэ сысян яньцзю (Исслед. филос. идей Ф.Ю.). Чэнду, 1989; Тянь Вэньцзюнь. Ф.Ю. синь ли сюэ яньцзю (Исслед. нового учения о принципе Ф.Ю.). Ухань, 1990. А.В. Ломанов

  1. фэн юланьр. Танхэ пров. Хэнань кит. философ создатель т. н. нового неоконфуцианства синь лисюе историк кит. философии. Принадлежал к группе кит. немарксистских мыслителей выступав...Советский философский словарь
  2. фэн юланьФЭН ЮЛАНЬ р.em Танхэ пров. Хэнаньem кит.em философ создатель т. н.em нового неоконфуцианства синь лисюеem историк кит.em философии. Принадлежал к группе кит.em немарксист...Философская энциклопедия