Китайская философия. Энциклопедический словарь

ФУ СЮАНЬ

Фу Сю. 217, Ниян обл. Бэйди (юго-запад совр. уезда Яосянь пров. Шэньси), - 278. Философ конф. толка. Состоял на гос. службе при дин. Вэй и сменившей ее в 265 дин. Цзинь. Осн. соч. большей частью утеряны, дошедший до нас сб. "Фу-цзы" составлен посмертно из сохранившихся глав его произведений. Натурфилос. построения Ф.С. исходили из идеи "благонадежности", "верности" (синь [2]) мироздания естеств. закономерностям Вселенной: все в свое время "рождается" само собой, "без [участия] силы благодати/добродетели" (дэ [1]), под к-рой понимается некая субъективная космич. потенция. "Благодатное деяние" (дэ син) человека, т.е. воплощенная в человеч. действии какая бы то ни было благодатная сила, не в состоянии заменить или изменить естеств. законы. Человеч. "природу" (син [1]) считал в высшей степени пластичной: подобно воде, принимающей форму сосуда, она при всем тяготении "обычного человека" к "выгоде" (ли [3]) м.б. преобразована "обучением посредством правил благопристойности (ли [2]) и долга/справедливости (и [1])". Отрицал наличие изначально заложенной в том или ином человеке преимуществ. склонности к добру или злу. Считал, что возможность обучения в духе принципов конф. этики реализуется при условии обеспечения материальных потребностей людей, прежде всего в пище. Подвергал критике рассуждения мыслителей сю-ань сюэ об онтологич. первичности "пустотности (сюй) и отсутствия/небытия", а также теоретич. спекуляции, далекие от практич. нужд управления. В центре затрагивавшихся Ф.С. проблем управления - тщательный отбор чиновников по деловым качествам, распределение функций исходя из возможностей исполнителей и способности правителя определять ключевое звено, от к-рого зависит успех конкретного дела. Ли Си