Китайская философия. Энциклопедический словарь

ТЯНЬТАЙ ШКОЛА

Тяньтай цзун. Одно из крупнейших направлений кит. буддизма, первое из не имевших аналога в Индии. Фактически основана Чжии (6 в.), четвертым (согласно традиции) патриархом школы; первым считается инд. монах Нагарджуна (2 в.), основоположник мадхьямики, вторым - Хуэйвэнь из гос-ва Сев. Ци, третьим - Хуэйсы, учитель Чжии. Школа получила назв. по имени горы Тяньтай в пров. Чжэцзян. Гл. канонич. текст - "Мяо фа лянь хуа цзин", "Сутра Лотоса Благого Закона" (санскр. "Саддхарма пундарика сутра", сокр. "Фа хуа цзин"- "Сутра Цветка Закона", или "Лотосовая сутра"). Чжии разработал осн. доктрины Т.ш., изложенные в его соч. "Фа хуа сюань и" ("Коммент. на "Лотосовую сутру"), "Фа хуа вэнь цзюй" ("Язык "Лотосовой сутры"), "Мохэ чжи гуань" ("Великое самопрекращение и самопостижение") - т.н. "Три великие тяньтайские части" (Тяньтай да сань бу). Эти произв. были созданы сразу же после объединения Китая Ян Цзянем (Суйским Вэнь-ди), основоположником дин. Суй, и выступали своеобр. идеология, обоснованием ее политич. программы. Этой цели призваны были служить пропагандируемые Чжии постулаты: доктрина "четырех колесниц", согласно к-рой учение Т.ш. содержит истины "синтезирующей" "единой колесницы Будды", объединяющей учения трех предшествующих "колесниц" (см. Сань чэн), а также доктрина у шиба цзяо ("пять периодов - восемь учений"), согласно к-рой история буддизма делится на пять периодов, первые четыре содержат учения пропедевтич. характера, и только в пятом открываются "сокровенные истины" "Лотосовой сутры", трактуемые в соч. Т.ш. К числу осн. доктрин Т.ш., разработанных Чжии, Чжананем, Мяолэ и др., относятся также учения о "трех сферах бытия", "десяти мирах Закона", "десяти факторах сущности", из к-рых вытекают следствия об отсутствии принципиального различия между живыми существами и неживой природой, о присутствии "природы будды" в любой вещи. В начале 11 в. Т.ш. разделилась на два направления - Шаньцзя и Шанвай, из к-рых второе впоследствии прекратило существование. Учение Т.ш. оказало большое влияние на др. направления кит. буддизма, а также на развитие буддизма в Японии и Корее. В 804 в Китай прибыл япон. монах Сайте (кит. Цзуйдэн, 767 - 822), к-рый воспринял истины учения у девятого патриарха школы Чжаньжаня и, вернувшись в Японию, в 805 создал школу Тэндай сю. В 13 в. Нитирэн (кит. Жилянь, 1222 - 82) реформировал нек-рые стороны догматики Т.ш., оставив в неприкосновенности осн. идеи. *Фань Вэньлань. Тан дай фоцзяо (Буддизм в эпоху Тан). Пекин, 1979; Чжунго фоцзяо (Кит. буддизм). Т. 1. Пекин, 1980. И.В. Абаев, С.Ю. Лепехов Т.ш. отличается разработанностью и систематизированностью догматики. Акцент на рациональном постижении сути буд. учения обусловил развитие категориального аппарата и большое внимание к толкованию догматов. Практически все они изложены в "Тяньтай да сань бу", записанные Чжананем, учеником Чжии. В основе доктринального комплекса Т.ш. лежит учение "и нянь - сань цянь" ("одно [мгновение] мысли- три тысячи"). "Три тысячи" - число проявлений десяти "миров дхармы" (см. Фа цзе). "Миры" -физич. и психич. состояния, к-рые способны переживать живые существа. Все "миры" взаимопроникаемы и наличествуют во всем сущем - ив том, что воспринимается как живое, и в том, что считается неживым. Чжии и его последователи выявили и обосновали три тыс. проявлений взаимопроникаемости "миров" в каждое мгновение. Целью религ. практики в Т.ш. считалась реализация в человеке "мира будд" и подавление других "миров". Сущность "просветления" для спасения живого существа от всех зол мира разъясняет доктрина "чжи гуань" (варианты пер. - "прекращение [неведения"] и постижение [истинного вида всех дел и вещей]", "самопрекращение и самопостижение"). Чжии выделил "пять кратких" и "десять подробных" толкований этой доктрины: 1.Фа синь ("пробудить сердце [к стремлению достичь просветления]"). Объяснение содержания доктрины с целью побудить слушателя встать на путь "просветления". Этот этап объединяет пять из "десяти подробных" толкований- 1) объяснение "великого смысла" (да и) чжи гуань; 2) "толкование названия" (чжи мин); 3) объяснение "вида" (ти сян); 4) "восприятие Закона" (шэ фа); 5) объяснение "ограниченных и совершенных" (пянь юань) учений. 2. Сю син ("овладение действием [согласно правилу]"). Объяснение, как следовать Закону Будды. Адепт узнает-1) о "методе" (фан бянь) и 2) непосредственно о продвижении к "состоянию будды". 3. Гань го ("ощущение плода", т.е. результата познания "великого смысла" чжи гуань и "овладения действием"). 4. Ле ван ("разрыв сети [страстей и заблуждений]"). 5. Гуй чу ("возвращение к месту"). Постижение того, что в конце пути ждет нирвана (см. Непань). На последних трех этапах развивается и конкретизируется материал, усвоенный на первых двух. Фундамент, принцип Т.ш.- возможность спасения всех живых существ, т.е. выявление в них "природы будды", нашел выражение в выделении "трех видов чжи гуань" (сань чжун чжи гуань). Идея универсальности спасения обусловила внимание к "ментальным способностям" (цзи [1]; впоследствии - важнейшая категория буд. психологии). Классификацию чжи гуань Чжии фактически строил в соответствии с "ментальными способностями" адепта к восприятию Закона Будды. Первый вид чжи гуань - "постепенное" (цзянь цы) - следование от "мелкого" к "глубокому". Этот метод исходит из принципа "у ши ба цзяо" (см. выше) и предусматривает прохождение ряда ступеней от нормирования поведения на психич. уровне посредством заповедей и подготовки к медитативной практике до "сострадания к другим" на стадии архата, затем до стадии бодхисаттвы, помогающего спасаться другим, и достижения пути "вечного существования" (чан чжу). Т.о. осуществляется принцип "сначала - прекращение, потом - постижение". Второй вид чжи гуань - "неопределенное" (бу дин)- позволяет избежать прохождения всей цепи этапов от "мелкого" к "глубокому", применяя в зависимости от обстоятельств ту или иную доктрину без объяснения предварявших ее доктрин. Третий вид чжи гуань - "совершенное и внезапное" (юань дунь)- заключается во "внезапном просветлении". Признаки юань дунь у Чжии говорят о признании единого субстрата всего сущего - татхаты (кит. ши сян, "истинный вид", "таковость"), т.е. о махаянском характере доктрины (см. Буддизм). В выделении "трех видов чжи гуань" проявилось стремление создателя доктринальной основы Т.ш. объединить в ее рамках все другие буд. учения, представив их в качестве компонентов общей системы (см. также Сань чэн). *Чжии (Тиги). Мохэ чжи гуань (Мака сикан). Т. 1 - 2. Токио, 1975; **Розенберг О.О. О миросозерцании совр. буддизма на Дальнем Востоке. Пг., 1919; Его же. Труды по буддизму. М., 1991; Игнатович А.Н. Тяньтайская доктрина "чжигуань" (общая характеристика) // 14-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1983; Сhеп К. Buddhism in China. Princ., 1964. По материалам А.Н. Игнатовича

  1. тяньтай школаТЯНЬТАЙ ШКОЛА ТЯНЬТАЙ ШКОЛА Тяньтайцзун одно из трех наряду с Хуаянь школой и Чань школой важнейших течений в китайском буддизме. Тяньтай школа фактически основана учены...Философская энциклопедия