Китайская философия. Энциклопедический словарь

ТИ — ЮН

Терминология, словосочетание, в кит. философии имеющее три осн. значения. 1. "[Оформленная] сущность/реальность и [ее] функция/атрибут". Первый член терминологич. пары относится ко второму как целое к части. Впервые в указ, значениях понятия ти [1] ("тело/основа") и юн [2] ("применение") фигурируют, видимо, в "Сюнъ-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.): "Множество вещей соединены в пространстве, но различаются своей [оформленной] сущностью (ти [1]), [даже утилитарно] негодное имеет свою функцию (юн [1]) по отношению к человеку" (гл. "Фу го"- "Обогащение гос-ва"). У Ван Чуаньшаня (17 в.) ти [1] - это "реальное наличие" (ши ю), о существовании к-рого можно судить по его атрибутам (юн [2]) ("Чжоу и вай чжуань" - "Внеш. коммент. к "Чжоуским переменам", цз. 2). Сунь Ятсен интерпретировал проблему Т.- ю. как соотношение материи и духа (цзиншэнь), к-рый является неотъемлемым свойством материи ("Цзюньжэнь цзиншэнь цзяоюй" - "Воспитание духа военных"). В совр. философии знак ти [1] используется .для передачи понятий "бытие" (бэнь ти, букв, "изнач. тело") и "субстанция" (ши ти, букв, "реальное тело"). Сюн Шили (20 в.) в развитие рассматриваемой здесь традиц. концепции предложил тезис о "недвойственности ти [1] и юн [2]" (ти юн бу эр). 2. "Основа/субстанция - проявление / акциденция" (более узкое значение: "ноумен - феномен"). Здесь соотношение ти [1] и юн [2] более дихотомично. В этом аспекте проблему Т.- ю. начал разрабатывать Ван Би (3 в.), у к-рого в качестве вселенской "основы" ти [ 1 ] фигурировало "отсутствие/небытие" (у [1], см. Ю *-у). Пэй Вэй (3 в.), напротив, объявил "основой" "наличие/бытие" -ю ("Чун ю лунь"- "О почитании наличия/бытия"). Ван Аньши (11 в.) в качестве единой "основы/субстанции" рассматривал "изнач. пневму" (юань ци [1], см. Ци [1]), пребывающую в состоянии "покоя" (цзин [2], см. Дун - цзин), тогда как ее циркуляция "между Небом и Землей" создает все множество "акциденций/феноменов" ("Лао-цзы чжу"- "Коммент. к "Лао-цзы"). У главных основоположников неоконфуцианства Чэн И (11 -12 вв.) и Чжу Си (12 в.) в роли "основы" фигурируют структурообразующие "принципы" -ли [1], а в качестве "проявления" - "образы" (сян [1], см. Сян шу чжи сюэ) мироздания. Чжу Си перенес дихотомию Т.- ю. также на соотношение "[индивид.] природы" (син |1]) и "чувств" (цин [2]) ("Чжу-цзы юй лэй" - "Высказывания Чжу-цзы, классифицированные по родам", цз. 5). Принцип Т.- ю. как обозначение дихотомии "основа - проявление" использовался в "нумерологич." медицинских расчетах (иероглиф "ти [1]" обозначал пораженную систему организма - орган и т.п., а иероглиф "юн [2]"-другую систему, функционально связанную с пораженной и потому выбранную для оказания на нее лечебного воздействия). 3. Дихотомия "принцип (основа)- применение (второстепенное)". Введена теоретиком политики "самоусиления" Чжан Чжи-дуном (19 - нач. 20 в.), предложившим использовать "кит. науку в качестве основы, зап. науку для [утилитарного] применения" (чжун сюэ вэй ти, си сюэ вэй юн), Чжан Чжидун исходил из положения о том, что "кит. наука упорядочивает тело/личность (шэнь [2]) и сердце (синь |1]), зап. наука нужна для мирских дел" ("Цюань сюэ пянь"- "Советы [по поводу] наук"). Под "кит. наукой" понимались духовно-культурные и идеологич. принципы, под "зап. наукой" - естественнонауч. дисциплины и технич. достижения. Этот тезис о соотношении кит. и зап. "наук" в сокращенной формулировке ("китайское в качестве основы, западное для применения") впоследствии толковался весьма широко, в целом подразумевая преемственность духовной и культурной традиции при дозированном заимствовании зап. опыта.