Китайская философия. Энциклопедический словарь

СУНЬ ФУ

Сунь Минфу, прозв. Фусунь, Тайшань сяньшэн ("учитель с горы Тайшань"). 992, Пинъян (совр. Линьфэнь пров. Шаньси),- 1057. Философ-конфуцианец, каноновед, один из предшественников неоконф. направления "учение о принципе" (ли сюэ). Учился сначала у Лу Чуня, затем у Ху Аньго. Имел высшую ученую степень цзиньши, дослужился до поста помощника министра двора. Вместе с Ху Аем и Ши Цзе причислялся почитателями к "трем [великим] учителям начала эпохи Сун". Осн. соч.- "Чунь цю цзунь ван фа вэй" ("Раскрытие сокровенного [смысла учения] "Весен и осеней" о почитании государя"), "Чунь цю цзун лунь" ("Главные речения "Весен и осеней"), "С.Ф. сяо цзи" ("Малое собр. произв. С.Ф."). Настаивая на практич. применении мудрости конф. канонов, в то же время отрицал сложившуюся в эпохи Хань (3 в. до н.э.- 3 в. н.э.) и Тан (7-10 вв.) традицию букв. понимания канонич. предписаний. Требовал выявления в канонах "великих принципов сокровенных речений", глубинного духа "совершен немудрых" (см. Шэн [1]) древности. Особое внимание уделял летописи "Чунь цю", выделяя в ней "учение о почитании государя" (цзунь ван чжи сюэ). Полагал, что Конфуций, редактируя "Чунь цю", ставил своей целью подчеркнуть идею "почитания государя, а не удельных правителей-чжухоу". Считал, что "устроение Поднебесной императором" заключается в выполнении тех функций "совершенномудрого" по упорядочению социума и его взаимодействия с природой, к-рые впервые выполнил мифич. правитель древности "совершен немудрый" Шунь. Полагал, что порядок в Поднебесной-социуме нарушается распространением даосизма и буддизма ("учений Будды и Лао-цзы"), вследствие чего "перестают действовать гуманность (жэнь [2]) и долг/справедливость (и [1]), не применяются нормы благопристойности (ли [2]) и музыка" - "к стыду конфуцианцев". Задача последних - постижение "Великого срединного Пути" Конфуция. Сюй Юаньхэ