Китайская философия. Энциклопедический словарь

СУДЗУКИ ДАЙСЭЦУ

18.10.1870, Канадзава, префектура Исикава, - 12.7.1966, Токио. Япон. буддолог. Наст, имя Тэйтаро, Дайсэцу - псевд. В 1892г. окончил филол. ф-т Токийского ун-та. Прошел обучение в монастыре школы Риндзай (см. Линьцзи школа). Долгое время жил в США, читал лекции в Колумбийском, Гарвардском и др. ун-тах и колледжах. Преподавал в ун-те Гакусюин и в Токийском имп. ун-те (1909 - 20), Ун-те Отани (1921 - 41), где получил проф. звание. В 1939 посетил Великобританию, читал лекции по буд. философии, истории буд. Чань школы (Дзэн) и Хуаянь школы (Кэгон). С 1949 - чл. Япон. академии. Ряд работ посвятил изучению общих проблем буддизма махаяны, формирования учений и религ. практики буддизма в Китае. Особое внимание уделял проблемам адаптации явлений дальневост. культуры к иной культурной среде. С.Д. фактически открыл школу Чань не только для широкой публики Запада, но и в значительной мере для специалистов - историков, религиоведов, культурологов. В работах С.Д. отмечалась роль этой школы в развитии буддизма, всей дальневост. культуры. Он ввел в науч. оборот ряд буд. текстов (напр., "Ланкава-тара-сутру"), создал систематизированный коммент. к текстам чань-буддизма, используя зап. терминологич. аппарат и апеллируя к навыкам мышления, воспитанным зап. культурной традицией. Акцентировал направленность чань-буддизма не на мистич. самоуглубление, а на нужды человека и об-ва, на внезапное "озарение" в процессе динамич. взаимодействия со средой. Подчеркивал положение школы Чань об изначально чистой природе человека, к-рая должна проявиться, но не требует "исправления". Отмечал подчиненную и частную роль психотренинга в Чань, где цель любой практики - тождество дхьяны (чань, созерцания) и праджни (см. Божо) в переживании истины без дуализма между ее видением и самой жизнью, приведение своего ума "в созвучие с Бессознательным". Т.о. достигается состояние "самореализации", в к-ром естественно помогать спасению других. Чань дает возможность каждому стать "художником жизни", внося элемент красоты в любой акт взаимодействия с миром. Под влиянием С.Д. и его учеников сложилась традиция интерпретации дзэнских (чаньских) текстов на Западе. *Outlines of Mahayana Buddhism. L., 1907; Illogical Zen // The New East. Vol. 1. Tokyo, 1917; Studies in the Lankavatara Sutra. L., 1930; The training of Zen Buddhist Monk. Kyoto, 1934; Manual of Zen Buddhism. L.-N.Y., 1935; Die Grosse Befreiung: Einfuhrung in den Zen Buddhism. Lpz., 1939; Zen und die Kultur Japans. Stuttg.- В., 1941; Essence of Buddhism. Kyoto, 1948; Studies in Zen. N.Y., 1955; Mysticism. Christian and Buddhist. L., 1957; Zen and Japanese Culture. L., 1959; Fromm E., Suzuki D.T., Martino R.D. Zen Buddhism and Psychoanalysis. N.Y., 1960. The Zen Doctrine of No-Mind. L., 1969; Shin Buddhism. L., 1970; What is Zen? N.Y., 1972; Essays in Zen Buddhism. Vol. 1 - 3. L., 1927 - 1953; Вера и мораль: две лекции о дзэн-буддизме // ИЛ. 1991. №1; Дзэн и культ чая // ААС. 1991. №2; Человек как часть природы // Там же. 1991. №2 - 5; Основы дзэн-буддизма (главы из кн.). Предисл. и коммент. Е.А. Торчинова // Реверс. Философско-религ. и лит. альманах. 1. СПб., 1992; **А6аев Н.В, Судзуки и культурное наследие дзэн (чань)-буддизма на Западе // НАА. 1980. №6; Humphreys Ch. Daisetzu Teitaro Suzuki // Middle Way. L., 1966. Vol. 41. №2. E.G. Сафронова