Китайская философия. Энциклопедический словарь

САНЬ ЦЗЯО

1. "Три учения" - обозначение конфуцианства, даосизма и буддизма, подразумевающее их сопоставимую доктринальную и мировоззренческую ценность. Данная идея восходит к первым попыткам соединения даосизма и буддизма (см. Сунь Чо, Хуэйлинь) и отражает стихийное складывание религ. синкретизма при отсутствии единой офиц. религии, а также сознательные усилия буд. проповедников к адаптации своего учения в Китае и естеств. взаимопроникновение различных филос. доктрин. Кроме того, идея С.ц. отражает традиц. представления об имп. власти, к-рая мыслилась зависимой от горних сфер (Неба и духов предков, см. Тянь), но не от каких-либо доктрин. Поэтому текущий статус буддизма и даосизма в гос-ве мог определяться субъективными симпатиями двора. Учение о "единстве трех религий" (С.ц.и, С.ц. вэй и) в 3 - 6 вв. означало единство буддизма и собственно кит. традиции. В 12-13 вв. тезис "три религии пребывают в единстве" провозгласила своим принципом даос, школа Цюаньчжэнь [цзяо], а назв. ее подшкол включали словосочетание С.ц. (напр., Саньцзяо цзиньляньхуэй - "Об-во Золотого лотоса трех религий") и в их пантеоне уживались даос, "бессмертные" (см. Сянь сюэ), будды и бодхисаттвы. В 14 в. оформилась даос, школа Саньцзяо гуэйи ("школа Трех религий"). Она подразделялась на "Вост. направление" (Дум пай), или "школу Будд-бессмертных" (Сянь-фо пай), и "школу Трех пиков" (Саньфэн пай), по имени даоса Чжан Саньфэна (14 - 15 вв.). Особое развитие "школа Трех религий" получила в кон. 16 - нач. 17 в. благодаря проповеднику "внутр." алхимии (нэй дань, см. Сянь сюэ) У Чунсюю. В то же время идеология С.ц. лишь в отдельные периоды получала нечто вроде офиц. признания, напр, в эпоху Тан (7 - 10 вв.), в нач. эпохи Мин при императоре Тай-цзу (Чжу Юаньчжан, 1368 - 98), при нек-рых императорах маньчж. дин. Цин (1644-1911). В наиболее развитой форме она выражена в учении Линь Чжаоэня (16 в.), оси на доктрине С.ц. хэ и ("три учения соединяются в одно"). Различные версии этой доктрины характерны для нар. религ. сект (см. Се цзяо). Храмы "религии трех учений" (С.ц. [чжэн] цзун) Линь Чжаоэня сохранились в нек-рых странах Юго-Вост. Азии, напр, в Сингапуре и Малайзии. ** Мартынов А. С. Доктрина имп. власти и ее место в офиц. идеологии имп. Китая // Всемирная история и Восток. М., 1989; Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1993. С. 247, 256, 264 - 5 и др.; Franke W. Some Remarks on the Three-in-One Doctrine and Its Manifestation in Singapore and Malaya // Oriens extremus. 1972. 19 Jg. №1- 2. См. также лит-ру к ст. Линь Чжаоэнь, Се цзяо. 2. "Три вида наставлений". Учение, получившее распространение в эпоху Хань (3 в. до н.э.- 3 в. н.э.), начиная с Дун Чжуншу (2 в. до н.э.), и отразившее холистич. взгляд на мир как единое целое, как на пространственно-временной континуум (см. Юй чжоу). Утверждает, что каждая из "трех [древних] династий" - Ся (23-16 вв. до н.э.), Шан-Инь (16-11 вв. до н.э.) и Чжоу (11 в.- 256 до н.э.) воспитывала у людей особое положительное личное свойство, к-рое отличало государей и, под их влиянием, "благородных мужей" (цзюнь цзы). При Ся доминировала "искренность", или "преданность" (чжун [2], см. Чжун шу), при Шан-Инь - "почитание", или "почтительность" (цзин |4]), при Чжоу - "цивилизованность" ("культура", или "утонченная форма" -вэнь). Каждый вид "наставлений" был призван вернуть народ, живший в конце предшествующей дин. в условиях смуты, на истинный путь. В то же время каждый из них имел негативную оборотную сторону - "изъян", состоявший в том, что при этом виде "наставлений" у "низких людей" развивалось определенное отрицательное свойство: при Ся - "дикость", или "неотесанность" (е), при Шан-Инь - "суеверное поклонение духам" (гуй [1]), при Чжоу - "неискренность" (бао, сы [1]). Установка на воспитание того или иного положительного свойства менялась от династии к династии: каждой следующей предстояло исправить "изъян", развившийся при ее предшественнице. В эпоху Хань считалось, что воспитанная в людях при Чжоу "утонченная форма" привела к развитию "неискренности", к-рая в следующий историч. пер. должна быть преодолена "искренностью", чего не сумела добиться дин. Цинь (221 - 207 до н.э.) и чего достигнет Хань: т.о., пройдя три фазы, цикл С.ц. завершался и начинался снова. В нумерологич. (см. Сян шу чжи сюэ) схемах "три вида наставлений" занимали определенное место в серии параллельных числовых рядов с тремя компонентами: "три династии"; "три исправления" (сань чжэн)- термин, отражавший представления о цикле изменений начального месяца года в календарях "трех династий"; "три царствования" (сань тун); "три материала", или "три силы" (сань цай)- Небо, Земля, человек (см. Тянь) и т.д. Есть связь между циклом С.ц. и двучленным циклом "природная сущность (чжи [4])-утонченная форма" (или "природа - культура"). По словам Конфуция, преобладание в этой связке "природной сущности" делает человека "диким" (е), а доминирование "утонченной формы"- "(неискренним, как] писец"; только "правильное сочетание" этих качеств делает человека "благородным мужем"- цзюнь цзы ("Лунь юй", VI, 18). Первый и последний принципы управления в учении о С.ц. образуют оппозицию "искренность - утонченная форма", причем отмечалось, что под влиянием наставления "искренности" "низкие люди" при дин. Ся стали "дикими". Т.о., "искренность" ("преданность", чжун [2]) в учении о С.ц. замещает "природную сущность" (чжи [4]) в изречении Конфуция, а трехчленный цикл С.ц. предстает развитием двучленного цикла "природная сущность - утонченная форма" применительно к истории. **Конрад Н.И. Полибий и Сыма Цянь // ВДИ. 1965. №4; Кроль Ю.Л. Сыма Цянь - историк. М., 1970. С. 85 - 9, 100; Сыма Цянь. Историч. записки (Ши цзи). Пер. и коммент. Р.В. Вяткина и B.C. Таскина. Т. 2. М., 1972. С. 199, 442, прим. 235; Кроль Ю.Л. Конф. и легистская концепции в "Янь те луне" (1 в. до н.э.) // Конфуцианство в Китае, проблемы теории и практики. М., 1981. С. 56, 82, прим. 3; Его же. Проблема времени в кит. культуре и "Рассуждения о соли и железе" Хуань Куаня // Из истории традиц. кит. идеологии. М., 1984. С. 82 - 3, 92; Древнекит. философия. Эпоха Хань. М., 1990. С. 130, 150 - 1; Луньхэн цзяо ши Г Критич. суждения и оценки", сверенный текст с пояснениями Хуан Хуэя). Тайбэй, 1964. Гл. 56. С. 809 Ю.Л. Кроль

  1. сань цзяосм. три учения...Китайская философия. Энциклопедический словарь II
  2. сань цзяоСань цзяо кит. три религии китайское название трех основных религий Китая конфуцианства буддизма и даосизма.Источник Религиозный словарь...Религиозные термины