Китайская философия. Энциклопедический словарь

КАРЛ АВГУСТ ВИТФОГЕЛЬ

1896 - 1988. Нем. историк и социолог (с 30-х гг. жил и работал в США). В 20 - 30-е гг. придерживался марксистских взглядов, тесно сотрудничал с Коминтерном. Изучал проблемы формирования кит. обществ, движений, в части, марксизма, истории, экономики, философии Китая. Одна из центр, тем в науч. творчестве В.- взаимоотношения обществ различного генезиса, социально-хоз. устройства и выработка новых государственно-политич. структур. Наиболее полно филос. концепция В. отражена в кн. "Вост. деспотизм: сравнительное исслед. тотальной власти" (1957), где он подверг анализу формы развития экономики, политич. власти, обществ, устройства, обусловленные характером природной среды, способами достижения экологич. баланса между природой и человеч. коллективами. По мнению В., вост. деспотизм как социально-политич. явление базируется на специфич. аграрно-экономич. системе, определяемой как "гидравлическое об-во": общественно-экономич. структура, существование к-рой основано на сложной сети ирригационных сооружений, создаваемых и поддерживаемых усилиями централизованной бюрократич. власти с разветвленным администр. аппаратом, принимающим на себя на разных уровнях управленческо-распорядительные, законодательные, распределительные и контрольные функции. Но деспотич. система могла отрываться от своей "ирригационной" основы и распространяться на об-ва, чья хозяйств, деятельность базировалась на различных формах неполивного земледелия,- происходил переход от хоз. доминанты к идеологич. принуждению. Разработка концепций "гидравлического об-ва" и "вост. деспотизма" изначально строилась на социологич. исследованиях, проведенных В. в Китае во главе группы специалистов-обществоведов в 1935-7. Они пришли к выводу, что в основе кит. обществ. структур лежит определенный тип семейных коллективов, обусловленный характером экономич. отношений и демографич. структурой об-ва. Взгляды В. широко обсуждались в мировой филос. и общественно-политич. литре, в т.ч. советской (в связи с проблемой "азиат, способа производства", 60 - 70-е гг.). Фактически В. положил начало традиционалистскому направлению (наряду с Э. Балашем) в исследовании истории и совр. положения кит. об-ва. Он подчеркивал, что проблема несоответствия между идеологич. футурологич. ориентирами и сложившимися формами хозяйств, жизни не может быть разрешена с помощью политич. утопич. доктрин. Концепция В. подразумевает необходимость различных подходов к традиц. формам хозяйств, жизни, с одной стороны, и тем новациям в ней, к-рые вызваны внедрением крупного промышленного производства, промышленной революцией, с другой. В части., он указывал на целесообразность разных путей в управлении сельским хоз-вом (децентрализация) и крупной промышленностью (централизация). Взгляды В. отличает направленность против абсолютизации четырехчленной схемы развития социально-экономич. формаций. *Wirtschaft und Gesellschaft Chinas. I Theil: Production-Krafte; Productions-und-Zirku la lions prozess. Lpz., 1931; New Light on Chinese Society. Ал Investigation of Chinas Socio-economic strength. N.Y., 1938; Oriental Desposition. A Comparative Study of Total Power. New Haven, 1957; Agriculture: A Key to the Understanding of Chinese Society, Past and Present. Canberra, 1970 (with Feng Chia-sheng). History of Chinese Society. Liao. Phil., 1949; **Павлова-Сильванская М.П. Зарубеж. критики о кн. К.В. "Вост. деспотизм" // НАЛ. 1971. №2; Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. М., 1975, по Указателю; Его же. Место Карла Августа В. в истории "больших дискуссий" // НАЛ. 1990. №5; Кульпин Э.С. По поводу концепций кит. цивилизации М. Вебера и К. А.В. // Восток и мировое обществознание. М., 1991. Л.М. Кожин