Китайская философия. Энциклопедический словарь

КАН ЮВЭЙ

Кан Наньхай, Кан Гуанся, Кан Цзуй. 19.3.1858, уезд Наньхай пров. Гуандун, - 31.3.1927. Мыслитель и политич. деятель, лидер реформаторского движения в Китае на р-же 19 -20 вв. Выходец из помещичье-чиновничьей семьи, насчитывавшей 13 поколений ученых. Получил традиц. домашнее образование, учился у известного специалиста по сунскому неоконфуцианству Чжу Цыци. Имел высшую ученую степень цзиньши (1895). Ред. и издатель единств, тогда в Пекине неофиц. газеты реформаторского направления "Чжун-вай цзивэнь" (1895) и ежемесячного журн. "Бужэнь цзачжи" (1913). Организатор политич. клубов и ассоциаций - "Об-ва усиления гос-ва" (Цян-сюэхуэй), "Гуандунского науч. об-ва" (Юэсюэхуэй), всекит. "Об-ва защиты гос-ва" (Баогохуэй, 1898), "Об-ва защиты императора" (Баохуанхуэй, 1899), "Об-ва конституц. правления" (Сяньчжэнхуэй, 1903). Филос. и общественно-политич. взгляды К.Ю. формировались гл. обр. под влиянием традиц. кит. мысли. Поражение Китая во франко-кит. войне (1884 - 85) и др. неудачи империи обусловили его интерес к зап. обществ, и политич. ин-там. Отстаивая тезис "Изменение - это путь (дао) Неба", К.Ю. в докладах императору Гуансюю (Дэ-цзун, 1875-1908) рекомендовал повторить опыт "революции Мэйдзи" в Японии и реформ Петра I в России; этим последним был посвящен спец. труд "Записки о реформах рос. [царя] Петра Великого". В июне 1898 Гуансюй принял предложения К.Ю., что нашло отражение в указе "Об установлении осн. линии гос. политики". Указ ознаменовал начало кратковременного периода ("ста дней реформ"), в течение к-рого К.Ю. в качестве одного из гл. советников трона разработал детальные рекомендации по осуществлению преобразований: отмена старой схоластич. системы экзаменов на ученые степени, создание ун-та в Пекине и учебных заведений зап. профиля в провинции, введение бюджетной системы, модернизация армии и флота, полная ревизия администр. управления и др. Конец этой реформаторской деятельности был положен в сент. 1898 дворцовым переворотом вдовствующей императрицы Цыси, поместившей Гуансюя под домашний арест и узурпировавшей власть. Шесть руководителей и идеологов партии реформ были казнены. К.Ю., заочно приговоренному к смерти, удалось с помощью англичан бежать в Гонконг. В последующие годы К.Ю. жил за границей, где преобразовал "Об-во защиты гос-ва" в "Об-во защиты императора" с филиалами в США, Латинской Америке, Японии, Юго-Вост. Азии и на Гавайях. Разочаровавшись в зап. цивилизации, он вновь возвращается к традициям отечеств, мысли. Единств, приоритетом в зап. системе ценностей для него осталась конституц. монархия. Антиманьчж. Синьхайская революция 1911 заставила К.Ю. начать кампанию против республиканизма. В работах, написанных в конце 1911, он настаивал на том, что только приспособление ин-та конституц. монархии к кит. почве может уберечь страну от губительного обществ, хаоса. После установления республики К.Ю. остался адвокатом свергнутой династии и адептом конфуцианства как самобытной доктрины, наиболее соответствующей нац. специфике. Он с энтузиазмом поддержал создание Конф. об-ва (Кунцзяо хуэй). В философско-политич. наследии К.Ю. выделяются три гл. идеи: 1. Конф. классика "старых письмен" (гувэнь, см. Цзин сюэ) - продукт позднейшей фальсификации, выполненной Лю Синем, чтобы легитимировать политику императора Ван Мана в короткий пер. правления дин. Синь (9 - 25), наследницы дин. Ранняя Хань (206 до н.э.- 8 н.э.). 2. Конфуций был не компилятором и толкователем учений древних полулегендарных правителей, а автором классич. книг "новых письмен" (цзиньвэнь, см. Цзин сюэ). 3. Изображая Конфуция как протореформатора, К.Ю. предложил свою интерпретацию учения о трех эрах историч. развития. Гл. его теоретич. труд - "Книга о Великом единении" ("Да тун шу", 1884-1902)- ознаменовал собой возникновение в Китае новой политич. философии. Книга была известна лишь узкому кругу интеллектуалов, опубликована только после Синьхайской революции (частично - в журн. "Бужэнь цзачжи" в 1913, полностью - в 1935). К.Ю. отождествил две верхние ступени установления мировой гармонии по учению о "трех эрах" в версии Хэ Сю (2 в.)- эру "Рождающегося равновесия" (Шэн пин) и "Великого равновесия" ("Великого спокойствия", "Великого благоденствия" - Тай пин) с эпохами соответственно "Малого процветания" (Сяо кан) и "Великого единения" (Да тун [1]), о к-рых говорится в конф. каноне "Ли цзи". Совр. ему ситуацию К.Ю. характеризовал как "Установление хаоса" (Цзюй луань). Если в "Ли цзи" "Великое единение" относилось к "золотому веку" мифич. прошлого, то К.Ю. представил его как идеал будущего всего мира, ориентир "освобождения человечества от страданий и достижения высшего счастья". В основе этого идеала, корреспондировавшего с руссоистским понятием естеств. права, лежали представления о мире, избавленном от гос., расовых, нац., сословных, классовых, половых, семейных и др. барьеров; о Поднебесной, находящейся в совместном владении всех ее обитателей, а не одного правителя или его присных; об избрании мудрых и достойных на руководящие должности, а не передаче их по наследству; о равенстве и независимости, взаимном невмешательстве и запрете на убийства и войны в отношениях между людьми и гос-вами. Подвергая критике совр. ему теории о неизбежности капиталистич. конкуренции, К.Ю. считал возможным начать осуществление учения Да тун [1] с добровольных массовых альтруистич. актов - отказа людей от прав наследования имущества, отчисления части доходов на обществ, нужды и т.п. Первый шаг к эре Да тун [1]- постепенное объединение гос-в, что легче сделать при республиканской форме правления. Начало эры Да тун [ 1 ] знаменуется установлением междунар. прав-ва, введением междунар. языка без упразднения нац. гос. структур и языков, но с перспективой их постепенного отмирания (нац. языки станут мертвыми наподобие латыни). К.Ю. предложил план орг-ции обществ, произв-ва и распределения в планетарном масштабе при упразднении частной собственности и даже проект социального обеспечения по разрядам в зависимости от заслуг перед об-вом. Ин-т семьи предусматривалось заменить временными брачными соглашениями, дабы недвижимое имущество наследовалось только об-вом. Считал религию важным обществ, ин-том, а гл. объектом поклонения Шан-ди - "Верховного владыку", Бога. Религией будущего станет буддизм, последним ему уступит место даосизм, а христианство, ислам и др. исчезнут раньше как не соответствующие условиям об-ва, где нет деления на богатых и бедных. Вместе с тем К.Ю. предостерегал против поспешного и искусств, отказа от выполнения семейного, гражданского и патриотич. долга. Гл. целью К.Ю. было преобразование конфуцианства в такую доктрину, к-рая могла бы противостоять натиску новых зап. концепций. Однако его ревизия традиции была настолько радикальной, что скорее служила шагом к ее развенчанию, нежели к защите. *Чжунго дянь вэй у цзай цюань фа Оу Мэй цзинь ци го цуй шо (Полное подражание Европе и Америке и сбрасывание со счетов нац. наследия - пагубная ошибка Китая) // Бужэнь цзачжи. 1913. №6; Кан Наньхай вэньцзи (Собр. соч. Кан Нань-хая). Т. 1 - 8. Шанхай, 1915; Датун шу (Книга о Великом единении). Пекин, 1956; Наньхай сянь-шэн сы шан шу цзи (Четыре тома соч. г-на |Кан] Наньхая). Шанхай, 1960. **Тихвинский С.Л. Движение за реформы в Китае в кон. XIX в. М., 1980, Фельбер Р. Учение К.Ю. о мире Да тун - теория утопич. коммунизма или положительный идеал либеральных реформаторов? // Общественно-политич. мысль Китая (кон. XIX - нач. XX в.). М., 1988; Л ян Цичао. Кан Наньхай чжуаиь (Биография Кан Наньхая). Нью-Йорк, 1928; У Цзэ. К.Ю. юй Лян Цичао (К.Ю. и Лян Цичао). Шанхай, 1948, Сун Юньпинь. К.Ю. Шанхай, 1951. С. Р. Белоусои

  1. кан ювэй. уезд Наньхай провинции Гуандун . Циндао китайский учный лидер движения за реформы в Китае в конце в. Происходил из семьи Шэньши. В написал книгу Да тун шу Книга о Ве...Большая Советская энциклопедия II
  2. кан ювэйКАН ЮВЭЙ китайский политический деятель публицист философ. В пытался провести ограниченные реформы Сто дней реформ. После поражения реформаторов эмигрировал....Большой Энциклопедический словарь V
  3. кан ювэйкитайский политический деятель публицист философ. В пытался провести реформы Сто дней реформ включавшие систему образования строительство железных дорог заводов модерниз...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  4. кан ювэйКан Ювэй гг. китайский политический деятель публицист философ. В г. пытался провести реформы Сто дней реформ включавшие систему образования строительство железных доро...Исторический словарь
  5. кан ювэйКан Ювэй Kang Youwei Kang Yuwei кит. философ и полит реформатор. В утопическом труде Книга о Великом Единении превозносил Конфуция как великого реформатора прежних време...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  6. кан ювэйкитайский учный педагог руководитель реформаторского движения в Китае в конце в. В книге О великом единении описывал всеобщее обязательное образование всех граждан защи...Педагогический терминологический словарь
  7. кан ювэйКан Чансу Кан Наньхай .III. .III. кит. ученый и педагог руководитель движения за реформы в Китае в кон. в. Род. в семье мелкопоместного шэньши уезда Наньхай пров. Гуан...Советская историческая энциклопедия
  8. кан ювэйКан Цзуй Кан Гуанся Кан H а н ь х а й . с. Интань ок. Кантона . Циндао пров. Шаньдун кит. учный философ политич. деятель. В был гл. вдохновителем реформаторского движени...Советский философский словарь
  9. кан ювэйКАН ЮВЭЙ китайский политический деятель публицист философ. В пытался провести реформы Сто дней реформ включавшие систему образования строительство железных дорог заво...Современная энциклопедия
  10. кан ювэйКАН ЮВЭЙ китайский политический деятель публицист философ. В пытался провести ограниченные реформы Сто дней реформ. После поражения реформаторов эмигрировал....Современный энциклопедический словарь
  11. кан ювэйКАН ЮВЭЙ кит. политич. деятель и реформатор. Получил хорошее домашнее образование по кит. классич. философии знакомился с естественными науками Запада по переводным кни...Философская энциклопедия
  12. кан ювэйКАН ЮВЭЙ Кан Цзуй Кан Гуанся Кан H а н ь х а й . с.em Интань ок.em Кантона . Циндао пров. Шаньдунem кит.em учный философ политич. деятель. В был гл.em вдохновителем рефо...Философская энциклопедия
  13. кан ювэйкит. политич. деятель и реформатор. Получил хорошее домашнее образование по кит. классич. философии знакомился с естественными науками Запада по переводным книгам. В конц...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  14. кан ювэйКАН ЮВЭЙКан Наньхай Кан Гуанся Кан Цзуи Кан Чансу Кан Гэншэн Кан Минъи. Китайский мыслитель философ ученый государственный и общественный деятель лидер реформаторского дв...Энциклопедия Кольера II