Китайская философия. Энциклопедический словарь

ДАОДЕЦЗИН

Канонич. книга о дао и да", "Канон дао и дэ", или "Лао-цзы"- памятник древнекит. филос. мысли, приписываемый полулегендарному мыслителю Лао-цзы; основополагающий даос. трактат. По традиции относится к 6 - 5 вв. до н.э., однако совр. наука считает более достоверной датировкой 4 - 3 вв. до н.э. Согласно преданию, "Д.д.ц." был написан Лао-цзы во время его путешествия на запад по просьбе нач-ка погранич. заставы Инь Си. Совр. текст "Д.д.ц." состоит из 81 гл. и насчитывает 5 тыс. иероглифов. Трактат разделен на две части - "Дао цзин" ("Книга о дао") и "Дэ цзин" ("Книга о дэ"), хотя существенных различий в их содержании нет. Канонич. композиция текста относится, видимо, ко 2 - 1 вв. до н.э., т.к. найденные в 70-е гг. 20 в. в КНР (Чанша, Мавандуй) древние рукописи "Д.д.ц." отличаются иным членением на главы, нек-рые - названием текста ("Дэ дао цзин"). Написан "Д.д.ц." ритмизованной прозой, в значит, степени рифмованной. Во 2 в. до н.э. начинается комментирование памятника. Классич. образцы коммент. принадлежат анонимному "Старцу с речного берега" (Хэшан-гун, 2 в. до н.э.) и философу школы сюань сюэ Ван Би (3 в.). В Дуньхуане (пров. Ганьсу) экспедицией под руководством П. Лельо (1906 - 8) обнаружен ортодокс, коммент. к "Д.д.ц." даос, школы "Небесных наставников" (Тяньши [дао], см. Чжэнъи /дао]): "Лао-цзы сян эр чжу" (или "Сян эр"), отражающий религ. восприятие текста в качестве книги откровения. Этот коммент. приписывается 3-му "Небесному наставнику" Чжан Лу (2 - 3 вв.), но возможно, что он создан раньше. Среди коммент., принадлежащих представителям творческой интеллигенции, испытывавшим влияние даосизма, выделяется текст великого поэта средневек. Китая Су Ши (Су Дунпо, 11 в.). В центре учения "Д.д.ц."- фундаментальные для всей классич. кит. мысли категории дао ч дэ [1]. Особенностью учения "Д.д.ц." является концепция "двух дао" - "безымянного" (у мин [1]), порождающего космос, и "именуемого" (ю мин), создающего конкр. вещи. Дао ("путь") и дэ [1] ("благодать", "благая сила", "добродетель") соотносятся как порождающий и пестующий порожденное принципы. Для "Д.д.ц." характерны свойственный классич. кит. философии натурализм и элементы примитивной диалектики, реализующиеся в учении о взаимопревращении, взаимообусловленности и взаимопорождении противоположностей: "наличия и отсутствия" (см. Ю - у), "легкого и тяжелого" (цин - чжун) "движения и покоя" (дун - цзин) и т.п. Значит. место уделяется категории "недеяние" (у вэй [1], см. Вэй [1]), под к-рым понимается отсутствие произвольной целеполагающей активности субъекта, противоречащей спонтанной "естественности" (цзы жань) дао, равно как и порожденной им природы. У вэй [1] является также осн. принципом орг-ции совершенного об-ва. В "Д.д.ц." подчеркивается роль "совершенномудрого" (см. Шэн [1]) монарха в осуществлении "недеяния" и "упорядочении Поднебесной", что делает возможным предположение о первонач. предназначении этого текста как руководства правителю по управлению гос-вом на основе философии дао и дэ [ 11. Социальный идеал "Д.д.ц." - маленькая патриархальная страна, максимально обособленная от др. аналогич. образований. В тексте высоко оценивается простота и безыскусственность древности, противопоставляемые конф. этике, осн. на иерархии и "ритуале" (ли [2]). Ряд фрагментов "Д.д.ц." содержит намеки на идею продления жизни, обретения бессмертия и неуязвимости посредством причастности к дао, получившую развитие в позднем даосизме. С ними связано представление о дао как о субстантивированной закономерности и порождающем принципе сущего. В ряде фрагментов "Д.д.ц." дао уподобляется женскому началу ("сокровенная самка" - сюань пинь, "мать Поднебесной" - Тянь ся чжи му), к к-рому следует стремиться, уподобляясь младенцу. "Д.д.ц." оказал сильное влияние на развитие не только даосизма, но и всей классич. кит. философии. Образы памятника активно использовались писателями, поэтами, художниками древнего и средневек. Китая. Учение "Д.д.ц." имело отклики в зап. и рус. культуре (Г. Торо в США, Л.Н. Толстой в России и др.). *Лао-цзы чжу ("Лао-цзы" с коммент.). Д.д.ц. // ЧЦЦЧ. Шанхай, 1954; Чжан И. Лао-цзы байхуа цзинь ши ("Лао-цзы" с совр. пер. на байхуа). Пекин, 1992; Лао Си, Тао-текинг, или Писание о нравственности. Пер. с кит. проф. ун-та в Киото Д.П. Кониси. М., 1913; Ян Хин-Шун. Древнекит. философ Лао-цзы и его учение. М.- Л., 1950; Д.д.ц. (пер. и вступ. ст. Ян Хиншуна) // Древнекит. философия. Т. 1. М., 1972; Д.д.ц. (опыт стихотворного пер. Валерия Перелешина) // ПДВ. 1990. №3; Д.д.ц. (пер. И.С. Лисевича) // ИЛ. 1992. №1; Valley A. The Way and Its Power. N.Y., 1958; Strauss V. von. Lao-tse. Tao Те king. Z., 1959; Legge J. The Texts of Taoism. Pt 1, 2. N.Y., 1962; Lau D.C. Tao te ching. Baltimore, 1963; Lin P.J. A Translation of Lao Tzus Tao te ching and Wang Pis Commentary. Ann Arb., 1977; MairV.H. Tao te ching. N.Y., 1990; La/argue M. The Tao of the Tao te ching. A Translation and Commentary. N.Y., 1992; **Горохова Г.Э. Универсализм раннего даосизма // Дао и даосизм в Китае. М., 1982; Мялль Л.Э. К пониманию "Дао-Дэ цзи-на" // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. №558. Труды по востоковедению. Тарту, 1980. №6; Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1993; Янь Линфэн. Лао Чжуан яньцзю (Исслед. "Лао-цзы" и "Чжуан-цзы"). Сянган, 1959; Ван Хуай. Лао-цзы тань и (Объяснение смысла "Лао-цзы"). Тайбэй, 1965; Ху Чжэфу. Лао Чжуан чжэсюэ (Философия "Лао-цзы" и "Чжуан-цзы"). Тайбэй, 1973; KaltenmarkM. Lao Tzu and Taoism. Stanf., 1965; Peerenboom R.P. Law and Morality in Ancient China. The Silk Manuscripts of Huang - Lao. N.Y., 1993. E.A. Терминов

  1. даодецзинКит. Букв. Книга о Совершенстве Природы написанная великим философом Лаоцзы. Это своего рода Космогония включающая все основные доктрины Эзотерического Космогенезиса. Так...Религиозные термины