Китайская философия. Энциклопедический словарь

ВАН ФУ

Ван Цзесинь. 76 [ - 85], Линьцзин (совр. уезд Чжэньюань пров. Ганьсу),- 157[ -167]. Философ-конфуцианец (см. Конфуцианство), политич. мыслитель. Будучи сыном наложницы и не имея возможности сделать карьеру, вел частный образ жизни и занимался лит. творчеством, в к-ром выражал позицию анахоретствующего интеллектуала. Отсюда название его гл. соч., написанного в середине или в конце жизни, "Суждения сокровенного человека" ("Цянь фу лунь"); состоит из 36 глав, последняя из к-рых резюмирует предыдущие (древнейшее изд. - 1305). Состоял в дружеских отношениях с выдающимися мыслителями и учеными своего времени Чжан Хзном и Ма Жуном. Следуя материал истин, и рационалистич. взглядам Ван Чуна (1 в.), В.Ф. считал истоком всего сущего "изнач. пневму" (юань ци [1]), к-рая сначала находилась в состоянии "Великой первозданности" (тай чу), представлявшем собой лишенное "форм" (син [2]) хаотич. единство "тьмы семенных эссенций (цзин [3])", а затем благодаря самотрансформации дифференцировалась и образовала мироздание с человеком в центре. "Дао - корень пневмы (ци [1]), пневма - миссия (ши [7]) дао". Дао человека состоит в "деянии" (вэй [1]), посредством к-рого он связывается с силами инь ян и воздействует на Небо (тлнь) и Землю (ди [2]), "регулируя" (ли [I]) и реализуя идущие от них импульсы. Человеку не присущи врожденные знания и способности, он обретает их в учении, делающем его носителем "добродетели" (дэ [ 1 ] ) и "должной справедливости" (и [1]). Именно эти качества, а не законы (фа [1]) и правовые нормы, по В.Ф., прежде всего необходимы для достижения об-вом идеального состояния "Великого равновесия" (Тай пин). Подверг острой критике пороки совр. ему об-ва, ответственность за к-рые возлагал на своекорыстных льстецов, вкравшихся в доверие к государю. Гл. задачей государя должно быть возвышение "достойных" (сянь [2]), под управлением к-рых народ, составляющий основу гос-ва, сможет самостоятельно удовлетворять свои материальные потребности. *В.Ф Цянь фу лунь. Коммент. Ван Цзипэй (1814) // ЧЦЦЧ. Т. 8. Пекин, 1956; Цянь фу лунь. Вступ. ст. и пер. П.М. Устина, Лин Лин // Древне-кит. философия. Эпоха Хань. М., 1990; **Юй Бо-вэнь. В.Ф. дэ чжэсюэ сысян (Филос. мысль В.Ф.) // Ганьсу шифань дасюз сюэбао. 1964. №1; Цянь фу лунь тунцзянь (Указатель к "Суждениям сокровенного человека"). Тайбэй, 1968; Лю Шусюнь. В.Ф. // Чжунго гудай чжумин чжзсюэцзя пинчжуань. Сюйбянь (Критич. биографии знаменитых философов Китая. Дополнение). Кн. 1. Цзинань, 1982; Shigezawa Toshio. The Significance of Contradictions as Seen in the Ideology of Wang Fu // Acta Asiatica. 1961. №2. P. 30 - 9. А.И. Кобзев

  1. ван фуВАН ФУ в. н.э. кит. философматериалист й пол. в. последователь Сюньцзы Ван Чуна. Придерживаясь той точки зрения что развитие всех вещей происходит в результате движени...Философская энциклопедия
  2. ван фув. н.э. кит. философматериалист й пол. в. последователь Сюньцзы Ван Чуна. Придерживаясь той точки зрения что развитие всех вещей происходит в результате движения матери...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  3. ван фуВАН ФУВан Цзесинь китайский философконфуцианец политический мыслитель. Родился в Линьцзине совр. уезд Чжэньюань провинции Ганьсу. Будучи сыном наложницы и не имея возмож...Энциклопедия Кольера II
  4. ван фуВан Цзесинь [[]][[]] ВАН ФУem китайский философконфуцианец политический мыслитель. Родился в Линьцзине совр. уезд Чжэньюань провинции Ганьсу. Будучи сыном наложницы и не ...Энциклопедия Кольера