Китайская философия. Энциклопедический словарь

АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ ХОМЯКОВ

1.5. 1804, Москва,-23.09.1860, с. Ивановское (ныне Данковского р-на Липецкой обл.). Рус. религ. философ, поэт, публицист, основоположник славянофильства. В 40 - 50-х гг. 19 в. в России кит. культура редко становилась объектом спец. философско-культурологич. анализа. Наиболее систематический опыт такого рода исследования был осуществлен X. в "Записках о всемирной истории" ("Семирамида"). Критически оценивая истолкование историч. развития в нем. рационализме (прежде всего у Гегеля), альтернативу гегелевской модели историч. и общепринятой европоцентристской историографич. схеме X. видел в образе историч. жизни, принципиально лишенной постоянного культурного, географич. или этнич. центра. Историч. связь поддерживается борьбой двух полярных духовных начал: "иранского" и "кушитского", действующих отчасти в реальных, отчасти в символич. культурно-этнич. ареалах. Различные народы развивают свои культуры под знаком либо "иранства" как символа свободы духа, либо "кушитства", к-рое символизирует "преобладание веществ, необходимости", т.е. неотрицание духа, но отрицание его свободы в проявлении. В философии истории X. границы, разделяющие историч. "иранство" и "кушитство", не безусловны. Это нашло отражение в неоднозначности объяснения им истоков кит. культуры. "Сильному влиянию кушитского начала" X. отдает решающую роль в определении черт кит. культурного типа: исключительно натуралистического, склонного к условности и формализму. Одновременно он обнаруживает в кит. традиции "отголоски древнего иранства", к признакам к-рого относит монотеизм, якобы существовавший в Китае, и крайний этицизм кит. культуры. Ее синтетичность оценивается как причина стабильности и способности оказывать сопротивление любым внеш. воздействиям. Осн. причину невосприимчивости Китая к проповеди христианства (к-рое у X. рассматривается и как высший тип "иранского" сознания) он видел в том, что "все понятия о высоком нравств. значении человека, по крайней мере в его внеш. проявлениях и отношениях к др. людям, вошли уже в состав синтетич. философии кит. мыслителей". Тем не менее сущность кит. мировосприятия - "веществ, взгляд на веществ, мир". Его исходные черты выявляются уже на языковом уровне. "Веществ, взгляд" связан, во-первых, с пиктографич. характером первоначального кит. письма, во-вторых, с радикальным отличием соотношений алфавитной и иероглифич. письменностей с языком. Согласно X., "гласовая азбука в своей рабской зависимости от языка сохраняет свободу мыслящего духа", иероглифы же как "условные знаки мысли дают языку полную свободу изменяться, но сохраняют неподвижность мысли". Для "кушитского" начала характерна, по X., особая духовная подчиненность природным силам, она проявляется либо в примитивных культурных формах единения с этими силами, либо в бесконечной борьбе с ними. Кит. "кушизм" - это прежде всего "кушизм" второго типа. В силу отсутствия в Китае ясного представления о самоценности и независимости духовного начала культура рассматривалась как вполне материальная сила, позволяющая культивировать реальность и самого человека, его внутр. мир. Все это X. характеризует как кит. вариант "безмолвной борьбы кушизма с природой" применительно "к быту государственному", т.е. решению "великой задачи": основания "стройного" гос-ва, "развивающегося из нравственных начал". Однако на практике идея гос. могущества подчиняет себе этич. идеал. Но такая ситуация не обесценивает культурного значения кит. нравственной философии, прежде всего конфуцианства, к-рое X. выделял из трех "жизненных начал Кит. державы": конфуцианства, буддизма и даосизма. X. особенно импонировал традиционализм конф. этики, основоположника к-рой он ставил в этом отношении "выше всех философов в целом свете". Признавая роль конфуцианства в качестве гл. нац. эквивалента религии в Китае, он одновременно подчеркивал "ограниченность" конф. религиозности, даже писал об атеистичности учения Конфуция в сравнении с буддизмом. X. высказывал сомнение в нац. характере даосизма, выступая в то же время против смешения даос, традиции с буддизмом. Учение самого Лао-цзы рассматривается в "Семирамиде" как своего рода архаич. вариант рационализма европ. типа. «Поли. собр. соч. Т. 3, 6, 7. М., 1900 - 9; **3авитневич В. Алексей Степанович X. Т. 1 - 2. Киев, 1902 - 13; Сербиненко В.В. Кит. тема в "Семирамиде" А.С.Х. // 16-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1985; Его же. К характеристике образа дальневост. культуры в рус. обществ, мысли XIX в. // Обществ, мысль: исследования и публикации. Вып. 1. М., 1989; Gratieux A. A.S. Khomiakov. Т. 1 - 2. Р., 1939. В.В. Сербиненко

  1. алексей степанович хомяковРелигиозный философ писатель поэт публицист один из основоположников славянофильства. Ориентация на восточную патристику со металась у Хомякова с элементами философского ...100 великих мыслителей
  2. алексей степанович хомяковрус. философидеалист богослов поэт и драматург. Один из гл. идеологов славянофильства. Испытал влияние патристики и класс нем. философии. Развивал учение о церкви как жив...Атеистический словарь II
  3. алексей степанович хомяковАлексей Степанович Хомяков гг. философ публицист поэт Всякое общество находится в постоянном движении иногда это движение быстро и поражает глаза даже не слишком опытног...Сводная энциклопедия афоризмов
  4. алексей степанович хомяковрусский религиозный философ писатель поэт публицист один из основоположников славянофильства....Словарь-справочник по философии
  5. алексей степанович хомяковмая сент. рус. религ. философ писатель поэт публицист идейный вождь славянофильства х гг. см. Славянофилы. Род. в Москве в старинной дворянской семье. Получил домашн...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  6. алексей степанович хомяковрод. мая Москва ум. сент. с. Ивановское ныне Липецкой обл. рус. религиозный философ публицист и поэт один из основоположников славянофильства. Выступил с учением о ...Философский энциклопедический словарь