Китайская философия. Энциклопедический словарь II

ЧЭНЬ ЛЯН

Чэнь Тунфу, прозв. Лунчуань сяншэн ("учитель из Лунчуаня").
1143, Юнкан окр. Учжоу (территория совр. пров. Чжэцзян), - 1194
Мыслитель-неоконфуцианец, основоположник Юнкан школы. Имел высшую ученую степень цзиньши, но от службы отказался. Выступал против переговоров дин. Сун с агрессором - чжурчжэньским гос-вом Цзинь, за вооруженный отпор, что послужило причиной нескольких его арестов по ложным обвинениям. Выступал против законодательного ущемления интересов зажиточных землевладельцев и торговцев. Подвергал критике совр. ему приверженцев "учения о принципе" (ли сюэ) за увлечение схоластич. рассуждениями, ратовал за практич. применение конф. учения. Натурфилос. воззрения Ч.Л. отличались трактовкой дао как осн. закона мира вещей, имманентного этим вещам и не существующего в отрыве от них.Дао не проявляется внешне как нечто исходящее из "оформленной пневмы" (син ци, см. Ци (1)), но "постоянно действует среди дел и вещей", поэтому для его познания необходимо выявление его "действия" (син (3), см. Чжи - син) в "делах и вещах". Получение знаний, по Ч.Л., само по себе неотрывно от практич. деятельности. Ее условия в древности и в совр. ему эпоху считал настолько различными, что речи и деяния "совершенных мудрецов" (шэн сянь, см. Шэн (1)) древности не могут более служить образцом (законом - см. Фа (1)). Ч.Л. сближал понятие "(индивид.) природы" (син (1)) человека с "совокупностью человеч. страстей": чувства и страсти имеют определенные градации, удовлетворение многих из них соответствует нормам морали, так что "небесный принцип (тянь ли, см. Тянь) и человеч. страсти могут совместно действовать" в человеч. "природе". Осн. чертой взглядов Ч.Л. на историю было неприятие учения о деградации природной среды и человеч. сознания в течение трех эр (сань дай, см. Сань ши шо), что было осн. пунктом его расхождений со старшим современником Чжу Си. Ч. Л. был убежден в цикличности историч. процесса, связанного с состоянием "пневмы", единообразно меняющегося в течение каждого шестидесятилетнего календарного цикла. Его политич. идеалом было "совместное применение (путей) вана и деспота (см. Ван дао), обоюдное действие долга/справедливости (и ( 1 ) ) и пользы/выгоды (ли (3))". Соч. Ч.Л. были сведены в сб. "Лунчуань вэнь цзи".
*Ч.Л. цзи (Собр. соч. Ч.Л.). Пекин, 1974;
**Тillтапп Н.С. Utilitarian Confucianism. Ch'en Liang's Challenge to Chu Hsi. Camb. (Mass.), 1978.
Сюй Юаньхэ

  1. чэнь лянЧэнь Тунфу прозв. Лунчуань сяншэн учитель из Лунчуаня. Юнкан окр. Учжоу территория совр. пров. Чжэцзян . Мыслительнеоконфуцианец основоположник Юнкан школы. Имел высшую...Китайская философия. Энциклопедический словарь