Китайская философия. Энциклопедический словарь II

ЦЕРЕМОНИИ ОБРАЗЦОВЫЕ И ПРАВИЛА БЛАГОПРИСТОЙНОСТИ

И ЛИ "Образцовые церемонии и правила благопристойности".
Др. назв.- "Ли цзин" ("Канон благопристойности"), "Ши ли" ("Правила благопристойности служилых"). Один из канонич. текстов конфуцианства (см. "Ши санъ цзин"), относящийся наряду с "Ли цзи" и "Чжоу ли" к т.н. "Трем (канонам правил) благопристойности" ("Сань ли", см. Ли (2)), толкующим древние ритуалы, обряды, правила этикета. Согласно "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.), "И л." - единственный текст, сохранившийся после сожжения конф. книг при императоре Цинь Шихуане (221 - 209 до н.э.) и переданный Гао Таншэном (2 в. до н.э.). В библиографич. разд. "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.) говорится о тексте "Ши ли" из 17 пяней (глав), к-рый был передан Гао Таншэном и прокомментирован его учениками Дай Дэ, Дай Шэном и Цин Пу; их толкования были официально рекомендованы к использованию в гос. учебных заведениях - сюэ гуань. По одной из традиц. версий, текст "И л." написан Чжоу-гуном (11 в.), по др.- составлен Конфуцием. Совр. исследователи, исходя из описанных в "И л." захоронений, погребальной и жертвенной утвари, относят этот памятник к эпохе Чжаньго ("Сражающихся царств", 5 - 3 вв. до н.э.) и считают, что он был отредактирован в эпоху Хань (кон. 3 в. до н.э.- 3 в. н.э.). В 1959 в Увэе пров. Ганьсу найдены многочисленные фрагменты "И л.", относящиеся к указ, эпохе. Осн. коммент. к "И л."- "И л. цзин" ("Канон образцовых церемоний и правил благопристойности") Чжэн Сюаня (2 в.), "И л. и шу" ("Толкование "Образцовых церемоний и правил благопристойности с разрядкой в тексте") Цзя Гунъяня (7 - 8 вв.), "И л. чжэн" ("Правильное толкование "Образцовых церемоний и правил благопристойности") Ху Пэпхуэя (кон. 18 - 19 в.).
*И л. чжэн и ("Образцовые церемонии и правила благопристойности" в правильном толковании). Цз. 1 - 40 // СББЯ. П. 21, 22. Т. 228 - 43. Шанхай, 1936.