Китайская философия. Энциклопедический словарь II

ЦЕРЕМОНИИ

ЛИ (1). "Принцип/закон" (закон, принцип, атрибут, основание, порядок, мотив, резон, теория, истина, правда, идеал, разум).
Одна из основополагающих категорий классич. кит. философии. Этимологически восходит к обозначению разметки и размежевания полей (правая часть иероглифа состоит из знаков "поле" и "почва") или прожилок на яшме, пучков волокон растений ("узорной фактуры") и процедуры обработки драгоценных камней. Исходные значения Л. обусловили его терминологич. смысл: упорядочивающее, структурирующее и индивидуализирующее начало, атрибут, неотъемлемое свойство, присущее отд. вещи и всему сущему, в т.ч. явлениям духовной жизни.
В филос. контексте Л. употребляется по крайней мере с 4 в. до н.э.: так, в "Ли цзи" и "Си цы чжуани" "небесные письмена" (тянь вэнь) коррелируют с "принципами Земли" (ди Л.) (см. Тянь). Важным этапом терминологизации Л. стали в 5 - 3 вв. до н.э. учения Мо Ди, поздних моистов, Мэн Кэ, Сюнь Куана и Хань Фэя. У Мо Ди понятие Л. связано с понятием гу (1) ("причина") и означает разумное основание для действий человека, а также правила различения истины и не истины. Поздние монеты трактовали Л. как свод правил логич. обоснования отношений понятий и действительности (мин - ши, см. Мин (2)). Мэн Кэ употреблял Л. как этич. понятие - критерий, правило, основание нравственности. Сюнь Куан сближал значение Л. с "ритуалом" (ли (2)): воздействием норм ритуала "обрабатывается", "обтесывается" исходно злая природа человека, после чего возможно постижение и соблюдение истинных "принципов" сущего. Хань Фэй указывал на вселенскую универсальность Л. как "культуры (вэнь) формирования вещей". Дальнейшая разработка данного термина связана с философией сюань сюэ, особенно с учением Ван Би (3 в.), к-рый отождествил Л. с изначальной, лишенной качественной определенности и оформленности субстанцией - "небытием/отсутствием" и ввел оппозицию Л. - у ("принцип" - "вещи"), сводящуюся к противопоставлению: "субстанциональное отсутствие - акцидентальное наличие" (у - ю, см.Ю - у; См. также Ти - юн). Л. рассматривалось Ван Би в качестве совершенного единства и "покоя" (цзин (2)), обусловливающего, однако, множественность и движение явленного мира.
Значит, роль в утверждении окончательной интерпретации категории Л. сыграли буд. мыслители. В учении Хуаянь школы Л. как изнач. абс. субстанция, "истинная сущность" всех дхарм (см. Фа (11), составляющая внутр. основу и регулирующую природу всех вещей феноменального мира, отождествляется с универсальным "телом Будды" (санскр. дхармакайя, кит. фа шэнь, Л. фо) - Абсолютом и с "природой будды" (фо син, Л. фо син) - исходной сущностью любого живого существа и мира в целом, и противопоставляется "мирским делам" (ши (3)), т.е. предметному миру, что терминологич. обозначается оппозицией Л.- ши.
Буд. интерпретация повлияла на доктрины неоконфуцианства, в к-ром Л. стало осн. категорией, давшей назв. "учению о принципе" (Л. сюэ). В филос. систему неоконфуцианства Л. в данном качестве ввели братья Чэн Хао и Чэн И (11 в.), а разработку этой категории завершил Чжу Си (12 в.). Под Л. стало пониматься исходное субстанциальное начало, составляющее природу вещей и определяющее их структуру. Совокупность бесконечного множества "принципов" отд. вещей образует "Великий предел" (тай цзи) как универсальную тотальность Л., оформляющих аморфную "пневму" (ци (1)), вызывая процесс космогенеза и формирования мира. Л. рассматривалось как логически первичное по отношению к ци (1) начало, хотя его онтологич. первичность отрицалась, поскольку, по учению Чжу Си, Л. и ци ( 1 ) неотделимы и вне взаимной корреляции не существуют. Неоконфуцианцы считали Л. также этич. началом, содержащим пять осн. нравственных норм ("пять постоянств", у чан; см. Сань ган у чан): "гуманность" (жэнь (2)), "долг/справедливость" (и (1)), ритуальную "благопристойность" (ли (2)), "мудрость" (чжи (1)) и "искренность" (чэн (1)). Данный тезис и толкование Л. как изнач. и первичной природы всех вещей и живых существ обусловливают этич. наполнение онтологии и космологии неоконфуцианства, согласно учению к-рого цель человека - выявить в себе исходно благую природу, "небесные принципы" (тянь Л.) и избавиться от пагубных "человеч. страстей" (жэнь юй, см. Тянь). В философии др. ведущего мыслителя средневек. конфуцианства- Ван Янмина (кон. 15 - нач. 16 в.) Л. считается принадлежащим сфере психики, сознания - "сердца" так же целостно, как объективному миру. В более поздних течениях конфуцианства, оппозиционных чжусианской ортодоксии, Л. считалось производным от ци (1) (Ван Чуаньшинь; Дай Чжэнь; Янь Юань (21; Ли Гун и др.).
Ряд ученых трактуют противопоставление Л.- ци как оппозицию соответственно идеального и материального. В совр. кит. науч. терминологии иероглиф Л. используется для передачи таких понятий, как физика (ули-сюэ - "учение о принципах вещей"), география (дили - "принципы земли") и психология (синьлисюэ - "учение о принципах сознания").
Антология мировой философии. М., 1969. С. 196 - 204, 206 - 39, 251 - 59; "Феоктистов В.Ф. Филос. и общественно-политич. взгляды Сюнь-цзы. М., 1976; Янгутов Л.Е. Категория "ли" в философии кит. буддизма // 12-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1981; Торчинов Е.А. К характеристике этич. доктрины неоконфуцианства // Социально-филос. аспекты критики религии. Л., 1982; Краснов А.Б. Учение Чжу Си о природе человека // Конфуцианство в Китае. М., 1982; Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. кит. философия. М., 1983; Титаренко М.Л. Древнекит. философ Мо Ди, его школа и учение. М., 1985. С. 172 - 96; Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. С. 239 - 41; Тан Цзюньи. Лунь чжунго чжэ-сюэ сысян ши чжун "ли" чжй лю и (О шести значениях "ли" в истории кит. филос. мысли) // Синь я сюэбао. 1955. Т. 1. №1; Вэй Чжэнтун. Чжунго чжэсюэ цыдянь дацюань (Поли, словарь кит. философии). Тайбэй, 1989. С. 479 - 86; Chan Wing-tsit. The Evolution of the Neo-Confucian Concept Li as Principle // Tsing Hua Journal of Chinese Studies. 1964. Vol. 4. №2; Wittenborn A. U. Revisited and Explorations // The Bulletin of Sung - Yuan Studies. 1981. №17 (N.Y., 1982).
А.И. Кобзев, Е.А. Торчинов
ЛИ (2). "Благопристойность" ("этико-ритуальные нормы", "этикет", "этика", "ритуал", "церемонии").
Одна из центр, категорий кит. философии, гл. обр. конфуцианства, сочетающая два осн. смысла - "этика" и "ритуал". Этимологич. значение - "культовое действие с сосудом". Начертание иероглифа Л. роднит его с он-тологич. понятием ти (1) ("тело", "строй", "сущность", "субстанция")- графич. основу обоих иероглифов составляет изображение ритуального сосуда. Их этимологич. родство, видимо, во многом предопределило онтологизацию понятия Л., к-рое стало мыслиться как выражение важнейшего фактора не только культуросозидания, но и космоупорядочения. До сер. 1-го тыс. до н.э. воздействие Л. считалось основывающимся на религ. ритуале, а впоследствии получило преимущественно этич. истолкование.
В древнейших памятниках ("Шу цзин" и "Ши цзин") категория Л. обозначала обряды, дающие возможность преодолеть политич. конфликты и отражающие единство мира, а также храмовые и дворцовые ритуалы, формы поведения сановников по отношению к народу. Конфуций (6 - 5 вв.), теоретически осмыслив понятие Л., превратил его в самую общую характеристику правильного обществ, устройства и поведения человека по отношению к другим и к себе: "Правитель (должен) руководить подданными посредством Л.". "Преодоление себя и обращение к Л. составляет гуманность (жэнь (2))... Не следует смотреть на несоответствующее Л., не следует слушать несоответствующее Л., не следует говорить несоответствующее Л." ("Лунь юй"). Распространение подобного контроля на чувственную сферу стало у Конфуция основой для придания Л. статуса общегносеологич. норматива: "Расширяя (свои) познания в культуре (вэнь) и стягивая их с помощью Л., можно избегнуть нарушений" ("Лунь юй").
Став одним из важнейших символов конфуцианства, в 5 - 3 вв. до н.э. концепция Л. превратилась в центр, мишень антиконф. выпадов со стороны конкурировавших с ним филос. школ. Даосы подчеркивали искусственность и бесплодный ригоризм конф. "благопристойности" с позиций гедонистич. следования природному естеству (напр., "Чжуан-цзы"). В раннем даосизме Л. представлено как результат последовательной деградации дао, затем "благодати/добродетели" (дэ (1)), "гуманности", "должной справедливости" (и (1)), источник утраты "верности" (чжун (2), см. Чжун шу) и "благонадежности" (синь (2)) ("Дао дэ цзин"). Монеты (см. Мо цзя) с позиций социально-экономич. утилитаризма и понимания Л. как "почтительной осторожности" (цзин (4)) подвергли критике чрезмерное увлечение конфуцианцев обрядово-церемониальной стороной Л., ее усложнение до крайне изощренных и трудновыполнимых форм ("Мо-цзы"). Легисты (см. Легизм), также отвергая Л. как высший принцип социальной регуляции, в качестве альтернативы выдвинули администр. правила и юридич. законы (фа (1)) (напр., "Шан цзюнь шу").
Двузначность Л. как "этики" и "ритуала" позволила двум гл. последователям Конфуция и основателям противоположных течений в конфуцианстве - Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4 - нач. 3 в. до н.э.) и Сюнь Куану (Сюнь-цзы, кон. 4 - 3 в. до н.э.) по-разному истолковать эту категорию: соответственно как внутр. моральное качество человека и как налагаемую на него извне социальную форму. Исходя из признания врожденной "доброты" человеч. "природы" (син (1)) и полагая определяющим фактором специфики человека "отказывающее (себе) и уступающее (другому) сердце (синь (1))", Мэн Кэ назвал этот фактор "началом Л.", а само Л. определил как "благоговеющее и почтительно-осторожное сердце", "исконно присущее" человеку. Сюнь Куан же ссылался на то, что человеку от рождения присущи любовь к выгоде и плотские страсти, губящие Л., правила к-рого были установлены в об-ве древними "совершенномудрыми" (шэн (1)) для обуздания "злой" Человеч. "природы"; эти правила являются источником "культуры" (вэнь).
В собр. основополагающих текстов конфуцианства - "Ши сань цзин" ("Тринад-цатиканоние") входят три специально посвященных Л. произведения: "Чжоу Л." ("Этико-ритуальные нормы (эпохи) Чжоу"), "И Л." ("Образцовые церемонии и этико-ритуальные нормы"), "Л. цзи" ("Записки об этико-ритуальных нормах"). В последнем из них категории Л. придан универсальный регулятивный смысл посредством определения с помощью омонимичного термина ли (1) ("принцип").
Сформулированное в "Л. цзи" учение о Л. образовало фундамент конф. и вообще традиц. для Китая представлений о культуре. Категория Л., войдя в один ряд с такими основополагающими и филос. понятиями, как "гуманность", "должная справедливость", "разумность" (чжи (1)) и "благонадежность", стала выражать идею социального, этич., религ. и общекультурного норматива.
Универсальность понятия Л. давала возможность толковать его в весьма широкой смысловой амплитуде. Напр., Ли Гоу (11 в.) определял Л. как "фокус человеч. дао", "основу научения (молодого) поколения", а назв. выше четыре категории - как "другие имена Л.". Гл. создатель доктрины "учения о принципе" (ли сюэ) Чжу Си (12 в.) назвал Л. "ограничительным узором" (цзе вэнь) "небесного принципа" (тянь ли): здесь иероглиф вэнь, выражающий понятие "письменность/культура", несет также исходное значение "узор". Этот "(культурный) узор этико-ритуальных норм (Л. вэнь) рисует небесный принцип", с тем чтобы его могли "видеть люди" и использовать в качестве надежного "мерила" при "научении". Представитель альтернативного "учению о принципе" "учения о сердце" (синь сюэ (1)) Ван Янмин (кон. 15 - нач. 16 в.) еще более определенно заявил о тождестве Л. и "принципа": последний недоступен наблюдению, но находит проявление в "культуре", являясь с ней "единой вещью" (у (3)).
**Кобзев А.И. Особенности филос. и науч. методологии в традиц. Китае // Этика и ритуал в традиц. Китае. М., 1988. С. 25 - 9; Кычанов Е.И. Л. и право // Там же. С. 299 - 308; Ти Wei-ming. The Creative Tension between Jen and Li // PEW. 1968. Vol. 18. №1 -2; Gua A.S. Dimensions of Li (Propriety): Reflections on an Aspect of Hsun Tzu's Ethics // PEW. 1979. Vol. 29. №4; Id. Li and Moral Justification: A Study in the Li Chi // PEW. Honolulu, 1983. Vol. 33. №1. См. также лит-ру к ст. "Ли цзи".
А.И. Кобзев

Синонимы:
китайские церемонии, церемонность, чопорность, щепетильность


  1. церемониивежливостьstrong чрезмерныйstrong церемонии чрезмерная вежливость.церемонность.церемониться. церемонный.церемонничать.китайские церемонии шутл.галантерейное обхождение...Идеографический словарь русского языка
  2. церемониикитайские церемонииСинонимы китайские церемонии церемонность чопорность щепетильность...Большой русско-английский фразеологический словарь
  3. церемониикорень ЦЕРЕМОНИ окончание И Основа слова ЦЕРЕМОНИВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ЦЕРЕМОНИ И Слово Церемонии содержит следующие морфем...Морфемный разбор слова по составу
  4. церемониицеремонии мн. Поступки условности в поведении свойственные церемонному человеку....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  5. церемониикитайские церемонии церемонность чопорность щепетильность...Русско-ивритский словарь
  6. церемонииmarosim...Русско-узбекский словарь Михайлина
  7. церемонииbrykule cavyky ceremonii cirty okolky...Русско-чешский словарь
  8. церемониицеремонии [lt лат. cerimonia caerimonia благоговение почтение] внешние формы соблюдаемые в торжествах торжество по заранее установленному плану обряд по установленным ...Словарь иностранных слов русского языка
  9. церемониицеремонии см. церемонность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М. Русский язык.З. Е. Александрова. церемонии сущ. колво синонимов китайские цере...Словарь синонимов II
  10. церемонииЦЕРЕМОНИИ мн. Поступки условности в поведении свойственные церемонному человеку....Толковый словарь русского языка