Китайская философия. Энциклопедический словарь II

ФАСЯН ШКОЛА

Фасян цзун.
Буд. "школа Дхармалакшана", "школа Свойств (или Истинной сущности) дхарм". Кит. назв. представляет собой стяжение от выражения чжу фа ши сян ("реальность свойств (или истинная сущность) всех дхарм") - гл. доктринальной формулы Ф.ш. Принято полагать, что этот тезис в противоположность учению Фасин школы ("школа Дхармата") подразумевает гл. обр. отрицание "пустотности" (кун, санскр. шунья) дхарм (см. Фа (1), п. 2) в качестве основы и содержания бытия. Ф.ш. известна также как школа Цыэнь (Цыэнь цзун, "школа Сострадания и милосердия"), по назв. буд. монастыря в Чанъане, где подвизались основоположники Ф.ш. Сюаньцзан и Куйцзи. Уделяла особое внимание проблемам буд. логики, известной в Китае под назв. иньмин ("прояснение резона", санскр. хетувидья, хетувидьястхана; в широком смысле иньмин означает древнюю инд. логику). Ф.ш. считается др. назв. Вэйши школы, однако нек-рые кит. мыслители нового времени, напр. Оуян Цзинъу, рассматривали эти учения в качестве отд. направлений: школа Вэйши акцентировала трактовку всей сферы опыта как различных состояний сознания (ши (4)) и склонялась к отрицанию наличия "сущности будды" (фо син, см. Чжэнь жу) у всех людей, проповедуя ее создание посредством религ. практики; собственно же Ф.ш. толковала преимущественно о "свойствах дхарм", по сути не противореча положениям школы Фасин и даже будучи тождественной ей. Аналог Ф.ш. в Корее - школа Попсан (с 7 в.), в Японии - школа Хоссо сю (с 7 - 8 вв.).
**Дагданов Г.Б. Школа Фасян в истории кит. буддизма // Источниковедение и историография истории буддизма. Страны Центр. Азии. Новосиб., 1986.

  1. фасян школаФасян цзун. Буд. школа Дхармалакшана школа Свойств или Истинной сущности дхарм. Кит. назв. представляет собой стяжение от выражения чжу фа ши сян реальность свойств [или ...Китайская философия. Энциклопедический словарь