Китайская философия. Энциклопедический словарь II

ТРИАДА ЧИСТЫХ

САНЬ ЦИН
"Триада чистых", "три чистоты". Даос, понятие, персонифицированные для нужд медитации и литургич. символизма три аспекта дао.
Объединяет три осн. смысла.
1. Религиозно-филос.: неиерархизированные аспекты саморазвертывания единого дао-универсума.
2. Космогонич.: сферы горнего мира - Юй цин ("Нефритовая чистота"), Шан цин ("Верховная чистота") и Тай цин ("Великая чистота"), *обиталища небожителей.
3. Религ. (в позднем даосизме): божества горних сфер. Сфере Юй цин соответствует Юаньши тянь-цзунь ("Небесный владыка изначальности"), он же Тяньбао-цзюнь ("Государь Небесная драгоценность"); в нар. религии отождествляется с верховным божеством Юй-ди (см. Шан-ди). Шан цин соответствует Линбао тянь-цзунь ("Небесный владыка духовной драгоценности"), Тайшан дао-цзюнь ("Верховный государь дао"), ответственный за упорядочение времени и взаимодействие сил инь ян. Сфера Тай цин представлена божеством Тайшан Лао-цзюнем ("Верховный старый государь"), отождествляемым с обожествленным Лао-цзы (Лао-цзюнем, "Государем Лао"). В синкретич. традиции (см. Сань цзяо) божества сфер Юй цин, Шан цин и Тай цин корреспондируют соответственно с духовной (непостижимой), прославленной и земной ипостасями Будды. Намеченные здесь ступени приближения к дольнему миру прослеживаются и в одной из версий своеобразной иерархии святости обитателей горних сфер: Юй цин доступна "совершенномудрым" (шэн (1)), Шан цин -"истинным людям"' (чжэнь). Тай цин - "святым-бессмертным" (сянь). Эта иерархия отражает взаимодействие даос, и господствующих конф. (шэн (1)) ценностей. В даосизме подчеркивалось субстанциальное единство С.ц. (напр., медитативная практика "хранения Одного" - шоу и - предусматривала повторение формулы "три есть Одно").
*Рифтин Б.Л. С.ц. // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1992; Werner E.T.C. A Dictionary of Chinese Mythology. Shanghai, 1932. P. 399 - 400; Торчинов E.A. Даосизм. СПб., 1993. С. 102 - 3.