Китайская философия. Энциклопедический словарь II

СОВЕРШЕННАЯ МУДРОСТЬ

ШЭН (1) "Совершенная мудрость", "совершенномудрый".
Традиц. для кит. культуры обозначение высшей степени интеллектуально-нравственного и духовного совершенства, реализуемого гл. обр. в способности к идеальному правлению. Понятие Ш. фигурирует в словосочетаниях Ш. сянь ("совершенномудрый и достойный"), Ш. жэнь ("совершенномудрый"). Согласно Конфуцию ("Лунь юй", гл. "Цзы Хань"), "совершенномудрыми" были полумифич. и историч. правители древности - Яо (традиц. версия - 2356 - 2255 до н.э.), Шунь (2255 - 2205 до н.э), Юй (считается основателем дин. Ся, 2205 - 2197 до н.э.), Тан (Чэн Тан, основатель дин. Шан, 1766 - 1753 до н.э.), Вэнь-ван, У-ван и Чжоу-гун (основатели дин. Чжоу, 12 - 11 вв. до н.э.). Согласно взглядам Мо Ди и его школы, "совершенномудрые" установили принципы жизни социума и создали ин-т гос-ва, дабы покончить со "звериным" образом жизни людей; поэтому "почитание совершенномуд-рых" является одним из 10 гл.принципов учения Мо Ди. Мэн Кэ (4 - 3 вв. до н.э.) находил отд. качества "совершенной мудрости" у нек-рых историч. героев и причислил к "совершеннемудрым всех времен" Конфуция. Впоследствии конф. традиция отнесла к "совершенномудрым" и Мэн Кэ. Легист Хань Фэй (3 в. до н.э.) в противовес конф. толкованию "совершенной мудрости" назвал "новыми совершенномудрыми" реформаторов, опирающихся гл. обр. на собств. разум, совершенствующих и обновляющих древнее наследие, отвергающих неизменность законоположений и занимающихся исключительно вопросами управления. В раннем конфуцианстве "совершенная", т.е. высшая, мудрость считалась, в русле учения Конфуция, врожденной. Сюнь Куан (4 - 3 вв. до н.э.), по-видимому, впервые определил "совершенномудрого человека" (Ш. жэнь) как "скопившего (все результаты) своих устремлений", т.е. подразумевал под "совершенной мудростью" итог самосовершенствования. В даос, традиции преобладало мнение, что истинная "совершенная мудрость" предполагает "отказ от совершенной мудрости и отбрасывание разумности", следование "недеянию" (у вэй (1), см. Вэй (1)) и бесстрастию.
Если в раннеконф. традиции понятие Ш. относилось исключительно к идеалу правителя, то в неоконфуцианстве оно было сближено с понятием цзюнь цзы ("благородный (совершенный) муж, к-рого Конфуций ставил ниже "совершенномудрого"), что подразумевало возможность достижения высот этого идеала "средним" человеком в результате самосовершенствования.