Китайская философия. Энциклопедический словарь II

НЕОКОНФУЦИАНСТВО

(Neo-Confucianism).
Термин зап. происхождения, обозначающий одно из гл. направлений дальневост. философии, обновленное и преобразованное конфуцианство, в систематизированном виде возникшее в Китае в 11 в. и завершившее формирование духовно-ценностного ядра традиц. культуры Дальнего Востока. Соответствует нескольким кит. (и производным от них япон., корейским и вьетнамским) терминам: дао сюэ - "учение (истинного) Пути"; (син мин и) ли сюэ - "учение об (индивид, природе, предопределении, должной справедливости и) принципе"; синь сюэ (1)-"учение о сердце (психике)"; ши сюэ - "учение о реальном", или "реальное (практич.) учение"; шэн сюэ - "учение о совершенной мудрости", или "учение совершеиномудрых"; Суп сюэ -"учение (эпохи) Сун (960- 1279)". В самом узком смысле Н.- учение философов 11 - 12 вв., выделенных офиц. "Историей дин. Сун" ("Сун ши", 14 в.) в направление дао сюэ, т.е. Чжоу Дуньи, Чжан Цзая, Чэн Хао, Чэн И, Чжу Си, их ближайших учеников и последователей. В менее узком смысле Н. охватывает всех конфуциански ориентированных мыслителей 11 - 17 вв. (эпохи Сун - Мин); иногда сюда включаются только официально признанные философы. В самом широком смысле Н. означает всю совокупность конф. и "конфуцианизированных" учений, созданных в дальневост. регионе с 11 в. по наст, время. Автохтонные наименования Н. подчеркивают: Сун сюэ - время его возникновения; ши сюэ - "реалистичность" и "практичность" в противовес даосизму и буддизму, проповедующим уход от деятельной жизни и самой реальности; дао сюэ - следование открытой древними "совершенномудрыми" ортодокс, истине - дао-Пути; шэн сюэ - признание за каждым человеком возможности лично достичь "совершенной мудрости" (шэн (1)) в силу изначально присущей ему "доброй природы" (см. Син (1)). Наиболее распространенные кит. обозначения Н.- (син мин и) ли сюэ, синь сюэ (1)-выделяют его центр, категории: "(индивид.) природа" (син (1)), "предопределение" (мин (1)), "долг/справедливость" (и (1)), "принцип" (ли (1)), "сердце" (синь (1)).
У истоков Н.стояли апологеты конфуцианства в условиях широкой популярности даосизма и буддизма - Ван Тун (6 - 7 вв.), Хань Юй и его ученик Ли ао (8 - 9 вв.). Создавать идеологию Н. начали "три мастера учения о принципе"- Сунь Фу, Ху Юань (кон. 10- 11 в.) и Ши Цзе (Ив.), впервые же систематизированную и тематически всеобъемлющую форму оно обрело в трудах Чжоу Дуньи. Ведущим в Н. стало направление его последователей и комментаторов - Чэн (братьев)- Чжу (Си) школа, первоначально оппозиц. офиц. идеологии, но в 1313 канонизированная и сохранившая такой статус в Китае до нач. 20 в., а в сер. 20 в. породившая "новое учение о принципе" (синь ли сюэ) Фэн Юланя. Осн. конкуренцию ей составила Лу (Цзююаня)- Ван (Янмина) школа, идейно доминировавшая в 16 - 17 вв. Соперничество школ Чэн - Чжу и Лу - Вана, отстаивавших соответственно социоцентристский объективизм и персоноцентристский субъективизм, что иногда квалифицируется посредством оппозиции "учение о принципе"- "учение о сердце", распространилось на Японию и Корею, где, как и на Тайване, в обновленных формах продолжается до сих пор. От этих гл. направлений в Н. с самого начала отделились два более узких течения: представители первого проявляли повышенное внимание к натурфилос. проблемам и нумерологич. (см. Сян шу чжи сюэ) построениям (Шао Юн, 11 в.; Цай Цзюфэн, 12-13 вв.; Фон Ичжи, Ван Чу-аныиань, 17 в.), представители второго акцентировали социально-утилитарное значение знания (Люй Цзуцянь, Чэнь Лян, 12 в.; Е Ши, 12-13 вв.; Ван Тинсян, 15 - 16 вв.; Янь Юань (2), 17 - нач. 18 в.). В 17- 19 вв. господствовавшие учения Чэн - Чжу и Лу - Вана подверглись атакам со стороны "эмпирич." школы, делавшей упор на критич. изучение классич. текстов и опытное исследование природы. Предтечей этого направления, ныне называемого "учением о естестве", или "конкр. учением" (пу сюэ), был Гу Яньу (17 в.), а крупнейшим представителем -Дай Чжэнь (18 в.). Дальнейшее развитие Н., начиная с Кан Ювэя (1858-1927), связано с попытками усвоения зап. теорий.
В отличие от первонач. конфуцианства Н. основано прежде всего на текстах Конфуция (6 - 5 вв. до н.э.), Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4 - 3 вв. до н.э.) и их ближайших учеников, а не на протофилос. канонах. Этот новый подход школа Чэн - Чжу воплотила в "Четверокнижии" ("Сы шу"). В пер. складывания Н. нормативной формой "Тринадцатиканония" ("Ши сань цзин") была охвачена и древняя протофилос. классика. Первое место в нем занял методология, "органон" - "Чжоу и", в котором изложены нумерологич. идеи, полностью эксплицированные (в т.ч. средствами графич. символики) и развитые в Н. Неоконфуцианцы активно разрабатывали значительно менее развитую в первонач. конфуцианстве онтологич., космологич. и гносеопсихологич. проблематику. Заимствовав у даосизма и буддизма нек-рые абстрактные понятия и концепции, Н. ассимилировало их путем этич. интерпретации. Этич. доминанта конфуцианства в Н. обернулась этич. универсализмом, в рамках к-рого любой аспект бытия стал трактоваться в моральных категориях, что выражалось с помощью последовательных идентификаций человеч. ("гуманность"-жэнь (2), "(индивид.) природа", "сердце") и природных (Небо - тянь, "предопределение", "благодать/добродетель"- дэ |1)) сущностей. Совр. неоконфуцианцы (Моу Цзунсань, Ду Вэймин) определяют такой подход как "моральную метафизику" (даодэ дэ синэршансюэ, см. Син (2)), являющуюся одновременно теологией.
*Хуан Цзунси. Сун Юань сюэ ань (Отчет об учениях (эпох) Сун и Юань). Т. 1 - 2. Шанхай, 1933; Его же. Мин жу сюэ ань (Отчет об учениях конфуцианцев (эпохи) Мин). Кн. 1 - 2. Шанхай, 1933; Reflections on Things at Hand. The Neo-Confucian Anthology. Compiled by Chu Hsi and Lu Tsu-ch'ien. N.Y.-L., 1967; **Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М.- Л., 1947. С. 222 - 444; Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972. С. 174 - 207; Конфуцианство в Китае. М., 1982. С. 88 - 263; Кобзев А.И. Совр. этап в изучении и интерпретации Н. // НАА. 1983. №6. С. 151 - 69; Хуан Гунвэй. Сун Мин Цин ли сюэ тиси лунь ши (Систематич. и историч. очерк Н. (эпох) Сун, Мин и Цин). Тайбэй, 1971; Briere О. Fifty Years of Chinese Philosophy, 1898 - 1950. L., 1956; Chang C. The Development of Neo-Confucian Thought. Vol. 1 - 2. N.Y., 1957 - 62; Liang Ch'i-ch'ao. Intellectual Trends in the Ch'ing Period. Camb. (Mass.), 1959; The Unfolding of Neo-Confucianism. N.Y., 1975; Principle and Practicality: Essays in Neo-Cenfucianism and Practical Learning. N.Y., 1979; Bary W.Th. de. Neo-Confucian Orthodoxy and the Learning of the Mind-and-Heart. N.Y., 1981.
А.И. Кобзев

  1. неоконфуцианствокрупнейшее после классич. конфуцианства филос. течение в истории кит. мысли возникшее при династии Сун и получившее дальнейшее развитие при династии Мин . Его становлени...Атеистический словарь
  2. неоконфуцианствокрупнейшее после классич. конфуцианства филос. течение в истории кит. мысли возникшее при династии Сун и получившее дальнейшее развитие при династии Мин . Его становлени...Атеистический словарь II
  3. неоконфуцианствоидеалистическая школа китайской философии сложившаяся в основном в период Суй вв. Н. сформировалось в процессе борьбы с буддизмом и даосизмом подвергаясь в то же время и...Большая Советская энциклопедия II
  4. неоконфуцианствошкола китайской философии сложившаяся в основном впериод конфуцианства с его главным образом этикополитическимиконцепциями. В неоконфуцианстве значительное место занимают...Большой энциклопедический словарь II
  5. неоконфуцианствоНЕОКОНФУЦИАНСТВО школа китайской философии сложившаяся в основном в период конфуцианства с его главным образом этикополитическими концепциями. В неоконфуцианстве значител...Большой энциклопедический словарь III
  6. неоконфуцианствоНЕОКОНФУЦИАНСТВО школа китайской философии сложившаяся в основном в период конфуцианства с его главным образом этикополитическими концепциями. В неоконфуцианстве значите...Большой Энциклопедический словарь V
  7. неоконфуцианствоNeoConfucianism. Термин зап. происхождения обозначающий одно из гл. направлений дальневост. философии обновленное и преобразованное конфуцианство в систематизированном ви...Китайская философия. Энциклопедический словарь
  8. неоконфуцианствоНачальная форма Неоконфуцианство винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  9. неоконфуцианствонеоконфуцианство неоконфуцианство а...Орфографический словарь
  10. неоконфуцианствоОрфографическая запись слова неоконфуцианство Ударение в слове неоконфуцианство Деление слова на слоги перенос слова неоконфуцианство Фонетическая транскрипция слова неок...Полный фонетический разбор слов
  11. неоконфуцианствонеоконфуцианство а...Русский орфографический словарь
  12. неоконфуцианствонеоконфуцианство а...Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  13. неоконфуцианство[л и с ю е учение о законе принципе природы неба или синли сюе учение о природе человека вещей и законе природы а также дао сюеучение о пути в отличие от дао цзяо даосизм...Советский философский словарь
  14. неоконфуцианствоНЕОКОНФУЦИАНСТВО школа китайской философии сложившаяся в основном в период конфуцианства с его главным образом этикополитическими концепциями. В неоконфуцианстве значител...Современный энциклопедический словарь
  15. неоконфуцианствоУдарение в слове неоконфуцианствоУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове неоконфуцианство...Ударение и правописание
  16. неоконфуцианствоНЕОКОНФУЦИАНСТВО [лисюе учение о законе принципе природы небаem или синли сюе учение о природе человека вещейem и законе природыem а также дао сюе учение о пути в отлич...Философская энциклопедия
  17. неоконфуцианствоодно из осн. направлений в развитии конфуцианской идеологии. Термин Н. не является адекватным переводом какогото одного кит. понятия. Он введен в науч. обиход зап.европ. ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  18. неоконфуцианствоИсаев Иса Ионофон Ионон Ион Иов Иоанн Инцест Инфант Инта Инст Инок Инна Инко Инк Икт Икс Икота Икос Икона Иена Ивонна Иванк Иваненко Иван Енотка Енот Енина Евина Ева Втун...Электронный словарь анаграмм русского языка
  19. неоконфуцианствоНЕОКОНФУЦИАНСТВО школа китайской философии сложившаяся в основном в период конфуцианства с его главным образом этикополитическими концепциями. В неоконфуцианстве значите...Энциклопедический словарь естествознания
  20. неоконфуцианствоНЕОКОНФУЦИАНСТВОТермин западного происхождения обозначающий одно из главных направлений дальневосточной философии обновленное и преобразованное конфуцианство в систематиз...Энциклопедия Кольера II