Китайская философия. Энциклопедический словарь II

МОУ ЦЗУНСАНЬ

12.6.1909, Цися пров. Шакьдун. Моу Личжун.
Философ, исследователь истории кит. философии, представитель постконфуцианства. В 1927 поступил на подготовит, ф-т Пекинского ун-та, в 1929 - 33 обучался на филос. ф-те, испытал влияние взглядов Сюн Шили. Занимался проблемами изучения "И цзина" ("Чжоу и"), вопросами логики и гносеологии. Принимал участие в редактировании и издании журн. "Цзай шэн" ("Возрождение"), преподавал в Академии нац. культуры Дали, Западнокит. ун-те, Центр, ун-те, Ун-те Цзиньлин. В 1949 эвакуировался на Тайвань, работал в ред. журн. "Миньчжу пиньлунь" ("Демократич. обозрение"). Преподавал в Тайваньском педагогич. ин-те, с 1956 работал на ф-те кит. яз. и лит-ры Ун-та Дунхай. В 1958 выступил одним из соавторов известного "Манифеста кит. культуры людям мира'1. В тот пер. в центре его внимания лежали общие проблемы кит. культуры. В 1960 перебрался в Гонконг, где до 1974 работал в Кит. ун-те. После выхода в отставку продолжил работу в отделившемся от ун-та Ин-те Новой Азии.
М.Ц. на нач. этапе своего творчества уделял большое внимание зап. логике и гносеологии, в частности работе Б. Рассела и А.Н. Уайтхеда "Основания математики", основополагающему трактату по математич. логике. Однако осн. место в его философии заняли проблемы построения "моральной метафизики" (даодэ синъэршансюэ), развивающей кит. филос. традицию на основе ее синтеза с учением И. Канта. "Моральную метафизику" он представлял как основу конф. культурных ценностей и мировоззрения. По мнению М.Ц., построение "моральной метафизики" началось уже в доциньскую эпоху (до кон. 3 в. до н.э.), что отражено в текстах "Лунь юй", "Мэн-цзы", "Чжун юн", коммент. к "И цзину" ("И чжуань"). В эпохи Сун (10-13 вв.) и Мин (14- 17 вв.) неоконф. философы Чжоу Дуньи, Чжан Цзай, Чэн Хао, Ху Уфэн, Лу Сянишнь, Ван Янмин, Лю Цзунчжоу продолжили оформление "моральной метафизики" конфуцианства. Спецификой их философствования было отождествление духа ("сердца" -смнь (1)) с (индивид.) природой" (син (1)), не опирающаяся на абстр. знание рефлексия духа, ориентация на моральную практику, личный опыт и интуицию.Традицию текста "Да сюэ", продолженную неоконфуцианцами Чэн И и Чжу Си, М.Ц. считает побочной, так как она отождествила син (1) не с синь |1), а с "принципом" - ли (1), ориентируясь на "пассивный отбор" предметов внеш. мира для их "классификации" (гэ у, см. У (3)) в целях достижения знания. Неразрывность синь (1) и син (1) М.Ц. поясняет как неразрывность субъективного и объективного, действия и существования. "Моральная субстанция" лежит не только в основе моральной практики человека, но и в основе всего мироздания. М.Ц. усматривает превосходство конф. "моральной метафизики" над учением Канта, хотя и отождествляет понятие "благого знания" (лян чжи, см. Ван Янмин) с положением Канта о наличии у человека свободной и автономной "доброй воли", тождественной всеобщему моральному закону. М.Ц. привлекает априорность и всеобщность морали у Канта, но у него понятие "доброй воли" или "благого знания" выступает не как постулат или гипотеза, а как коренящаяся в человеч. "природе" "установленная истинная реальность, проявляющаяся в поступках". М.Ц. онтологизировал понятие Канта об отсутствии внеш. обусловленности у подлинно морального поступка, стремясь преодолеть кантовский дуализм как недоразумение, обусловленное непониманием того, что человеч. моральное сознание объединяет субъективное, объективное и абсолютное. Он особо подчеркивает проявление в кит. философии тенденции к переходу от морально-должного и субъективного ("гуманности" - жэнь (2), "изнач. сердца"- бэнь синь, "искренности" - чэн (1)) к реально существующему (природе - Небу (тянь), "вещам"-у (3), "принципам" - ли (1)). Если овладение моральными ценностями достигается через интеллектуальную интуицию, то обращение к реальности есть "диалектич. поворот", сопряженный с сознательным самоотрицанием морального субъекта.
Признавая отсутствие в кит. культуре религ. традиции зап. типа, М.Ц. определяет конф. религиозность как соединение человеч. индивидуальности с "небесным дао" (см. Дао) и одновременным "образованием добродетели" (чэн дэ). Придерживаясь спиритуалистич. трактовки морали, М.Ц. отвергает толкования природы человека, исходящие из представлений об ее субстанцивированности в виде ци (1), данные Гао-цзы, Сюнь-цзы, Дун Чжуншу и др. мыслителями, как не соответствующие конф. традиции.
В целом философствование М.Ц. отличает свойственная постконфуцианству ориентация на неоконф. "учение о духе-сердце" (синь сюэ (1)), систематичность построений и ориентация на синтез конфуцианства с зап. философией.
*Лисин дэ лисянчжуи (Рациональный идеализм). Сянган, 1950; Лиши чжэсюэ (Философия истории). Тайбэй, 1955; Жэньши синь дэ пипань (Критика познающего сознания). Сянган, 1956; Да-одэ дэ лисянчжуи (Моральный идеализм). Тайч-жун, 1959; Чжэн дао юй чжи дао (Путь политики и путь управления). Тайбэй, 1961; Цай син юй сюань ли (Способность-характер и скрытые принципы). Сянган, 1962; Чжи дэ чжицзюэ юй чжунго чжэсюэ (Интеллектуальная интуиция и кит. философия). Тайбэй, 1971; Синь ти юй син ти (Основа духа и основа природы). Т. 1 - 3. Тайбэй, 1973; Сяньсян юй уцзышэнь (Феномен и вещь-в-себе). Тайбэй, 1975; Чжунго чжэсюэ дэ тэчжи (Специфика кит. философии). Тайбэй, 1980; **Чэнь Цзинь-хун. Чуаньтун дэ чжунцзянь - М.Ц. сяньшэн сы-сян чу тань (Перестройка традиции - нач. исслед. идей г-на М.Ц.) // Пинь синь жу цзя (О новом конфуцианстве). Шанхай, 1989. С. 524 - 43; Ло Ицзюнь. Чжи чжэ син дэ чжэсюэцзя - М.Ц. (Фи-лософ-"знающий" -М.Ц.) // Там же. С. 611 - 15; Чжэн Цзядун. Сяньдай синь жу сюэ гайлунь (Очерк совр. нового конфуцианства). Наньнин, 1990.
А. В. Ломанов

  1. моу цзунсань. Цися пров. Шакьдун. Моу Личжун. Философ исследователь истории кит. философии представитель постконфуцианства. В поступил на подготовит фт Пекинского унта в обучался...Китайская философия. Энциклопедический словарь
  2. моу цзунсаньМОУ ЦЗУНСАНЬ МОУ ЦЗУНСАНЬ МоуЛичжун июня Цися провинция Шаньдун апрель Тайбэй Тайвань китайский философ лидер движения нового конфуцианства в послевоенный период. Ро...Философская энциклопедия