Китайская философия. Энциклопедический словарь II

ЛЕЦЗЫ

Даос, трактат (см. Даосизм) из восьми пяней (глав), приписываемый Ле-цзы (Ле Юйкоу, 4 в. до н.э.?).
Впервые упоминается Лю Синем (1 в. до н.э.- 1 в. н.э.). Был утерян во время завоевания севера Китая племенами сюнну в нач. 4 в., в том же столетии восстановлен по памяти, а частично дописан мыслителем школы сюанъ сюэ Чжан Чжанем - первым и наиболее авторитетным комментатором "Л.-ц.". О неаутентичности совр. текста свидетельствуют особенности языка памятника и определенное влияние буддизма. С 8 в. "Л.-ц." именуется также "Чун сюй чжэнь цзин" ("Истинная канонич. книга прорыва в пустоту"). Является эклектич. филос. соч., в основном выдержанным в духе ранней даос, мысли. Особенно велико влияние "Чжуан-цзы", целые фрагменты и сюжеты к-рого включены в "Л.-ц.".Как и "Чжуан-цзы", "Л.-ц." содержит много притч и легенд. Определенное воздействие на учение "Л.-ц." оказали религ. даос, представления о "святых-бессмертных" (шэнь сянь), политически ориентированная ханьская школа даосизма (Хуан(-ди)- Лао(-цзы) учение), а также философия сюань сюэ.
В трактате излагаются положения даос. натурфилософии и космологии, в части. учение о постепенном развертывании единого первоначала - "Великих перемен" (тай и) в мир "тьмы вещей" (вань у). В гл. 7 представлены взгляды философа Ян Чжу (4 в. до н.э.): единств, ценностью для человека является его собств. материальное благополучие и процветание, тогда как следование иным этич. нормам означает лишь стремление приукрасить себя в глазах др. людей. Однако встречающиеся в этой части текста анахронизмы, напр. беседа между Гуань Чжуном (7 в. до н.э.) и Янь-цзы (Янь Ин, 6 - 5 вв. до н.э.), определенные несовпадения во взглядах, атрибутируемых Ян Чжу в "Л.-ц." и в аутентичных ранних текстах ("Мэн-цзы", "Чжуан-цзы"), позволяют предположить, что данная глава является позднейшей интерполяцией.
В "Л.-ц." нашли отражение и даос. утопич. идеи (см. "Дао дэ цзин", "Тай пин цзин"). Текст трактата неоднократно переводился на европ. языки.
*Ле-цзы чжу (Л.-ц. с коммент.) // ЧЦЦЧ. Т. 3. Шанхай, 1954; Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. Пер., вступ. статья и коммент. Л.Д. Позднеевой. М., 1967; Древнекит. философия. Т. 1. М., 1972. С. 212 -24; "Шуцкий Ю.К. Осн. проблемы к истории текста Л.-ц. // Записки коллегии востоковедов. 1928. Вып. 2; Graham A.C. The Date and Composition of Liehtzu // Asia Major. 1961. Vol. 8. №2.
E.A. Терминов

  1. лецзыДаос трактат см. Даосизм из восьми пяней глав приписываемый Лецзы Ле Юйкоу в. до н.э. Впервые упоминается Лю Синем в. до н.э. в. н.э. Был утерян во время завоевания се...Китайская философия. Энциклопедический словарь
  2. лецзыЛЕЦЗЫ даоский трактат назван по имени предполагаемого автора Лецзы Ле Юйкоу в. до н.э. состоит из восьми глав седьмая глава передает взгляды Ян Чжу прибл. до н.э. В ст...Философская энциклопедия
  3. лецзыЛецзы знаменитый китайский философ даосской школы V в. до Р. Х. иначе он назывался Юйкоу. В своем Чунсюйчжидэцзин т. е. Трактате об абсолютной пустоте и совершенной добр...Энциклопедический словарь
  4. лецзызнаменитый китайский философ даосской школы V в. до Р. Хр. иначе он назывался Юйкоу. В своем Чунсюйчжидэцзин т. е. Трактате об абсолютной пустоте и совершенной добродетел...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона