Китайская философия. Энциклопедический словарь II

ГАОЦЗЫ

Мыслитель 4 в. до н.э., взгляды к-рого опровергаются в одноименной главе трактата "Мэн-цзы", Согласно т. зр. комментатора "Мэн-цзы" Чжао Ци (2 в.), Г.-ц.- ученик Мэн Кэ (4 в. до н.э.) по имени Бухай, по другой версии - некий философ Хаошэн Бухай ("Благород-норожденный Бухай"), не имеющий отношения ни к Мэн Кэ, ни к назв. главы трактата "Мэн-цзы". Лян Цичао (19 - 20 вв.) считал Г.-ц. предшественником Мэн Кэ.
Г.-ц. уподоблял "индивид, природу" (сын (1)) человека стремнине, к-рую можно повернуть и на восток, и на запад: "Природа человека не разделяется на добрую и недобрую, подобно тому как вода не разделяется на вост. и зап.". "Природа - это (все), что дано от рождения" и проявляется, в части., в "стремлении к пище и удовлетворению похоти". Этим взглядам в "Мэн-цзы" противопоставляется концепция "однородности" (тун лэй) доброй природы всех людей: если "однородные" вещи подобны друг другу, то "совершеннемудрые (шэн (1)) и мы - одинаковы".

  1. гаоцзыМыслитель в. до н.э. взгляды крого опровергаются в одноименной главе трактата Мэнцзы Согласно т. зр. комментатора Мэнцзы Чжао Ци в. Г.ц. ученик Мэн Кэ в. до н.э. по им...Китайская философия. Энциклопедический словарь