Китайская философия. Энциклопедический словарь II

ВЕСНЫ И ОСЕНИ

"ЧУНЬ ЦЮ" "Весны и осени"
Один из канонич. памятников конфуцианства (см. "Ши сань цзин"). Погодичная хроника древнекит. царства Лу. Охватывает события с 722 по 481 г. до н.э. Назв. выражает идею временнбго циклизма ("порождающие" весны и подводящие итог осени). В "Мэн-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.), "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.) и "Хань шу" (1 в.) создателем "Ч.ц." объявляется Конфуций. "Ши цзи", разд. "Тайши-гун цзы сюй" ("Послесловие придворного историографа") уточняет, что Конфуций отредактировал текст т.о., чтобы "можно было судить (о событиях с т.зр.) благопристойности (ли (2)) и должной справедливости (и (1))", о законосообразности поведения "правителей прошлых эпох" и соблюдении ими "принципов дао" (дао и).Текст "Ч.ц." представляет собой скупую фиксацию фактов и не содержит каких-либо оценок. Противоречие между таким характером текста и его канонич. статусом традиц. кит. наука снимает версией, согласно к-рой в "Ч.ц." оценки деяниям историч. персонажей и им самим в соответствии с исконными ценностями конфуцианства даются посредством применения или неприменения тех или иных иероглифов (напр., для обозначения восшествия на престол, кончины и т.п.; См. также Сыма Цянь).
Возможно, "Ч.ц." восходит к ритуальным записям, предназначавшимся для общения с горним миром (предками), позднее интерпретированным как историография. Предположительно существовала параллельная устная традиция, замененная историзованными коммент. Последние содержат разъяснение выражений "Ч.ц.", причин употребления знаков, дополнение и раскрытие смысла событий и т.п. Древнейшими коммент. к "Ч.ц." считаются "Гунъян чжуань" ("Коммент. Гунъяна"), "Гулян чжуань" ("Коммент. Гуляна"), относящиеся к т.н. школе текстов новых письмен (см. Цзин сюэ) и письменно зафиксированные, по традиц. версии, во 2 в. до н.э., а также "Цзо чжуань" ("Коммент. Цзо"), гл. памятник "школы текстов старых письмен", вошедший в оборот традиц. науки в кон. 1 в. до н.э. - нач. 1 в. н.э. Эти "Ч.ц. сань чжуань" ("Три коммент. к "Веснам и осеням") в 13 в. вошли в классич. свод конф. канонов "Ши сань цзин чжу шу" ("Тринадцать канонов с коммент."). Каждый из трех коммент. предваряется канонич. версией текста "Ч.ц.", поэтому их полные назв. могут переводиться как "Ч.ц. с коммент." соответственно Гунъяна, Гуляна и г-на Цзо. В неоконф. каноноведении возобладало мнение гл. основоположника неоконфуцианства Чжу Си (12 в.), к-рый считал "Гунъян чжуань" и "Гулян чжуань" объектами собственно каноноведения как средства постижения "принципа должной справедливости" (и ли), но содержащими фактологич. ошибки, а "Цзо чжуань" полагал самым ценным источником с т.зр. полноты и адекватности изложения историч. фактов.
*Монастырев Н. Конфуциева летопись Ч.ц. СПб., 1876; Tch'ouen ts'iou et Tso tchouan texle Chinois avec trad. Francaise par S. Couvreur. T. 1 - 2. Ho Kien Fou, 1914; Ши сань цзин чжу шу (Тринадцать канонов с коммент.). Т. 27 - 35. Пекин, 1957. "Монастырев Н. Примеч. к Ч.ц. СПб., 1876; Его же. Заметки о Конфуциевой летописи Ч.ц. и ее древних комментаторах. СПб., 1876; Деопик Д.В. Нек-рые тенденции социальной и политич. истории Вост. Азии в VIII - V вв. до н.э. (на основе систематизации данных "Ч.ц.") // Китай: традиции и современность. М., 1976; Его же. Опыт количественного анализа древней вост. летописи "Ч.ц." // Математич. методы в историко-экономич. и историко-культурных исследованиях. М., 1977; Карапетьянц A.M. "Ч.ц." в свете древнейших кит. источников // Китай: гос-во и об-во. М., 1977; Его же. "Ч.ц." и древнекит. "историографич." ритуал // Этика и ритуал в традиц. Китае. М., 1988; См. также лит-ру к ст. "Цзо чжуань", "Ши сань цзин".
А.Г. Юркевич