Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь

ЯВЛЕНСКИЙ АЛЕКСЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ

25(13).03.1864 (Торжок Тверской губ.) - 15.03.1941 (Висбаден, Германия). Живописец. Дворянин, сын полковника. Детство провел в родительском имении в Витебской губернии. В 1874 переехал с матерью в Москву. По окончании гимназии учился во 2-м Московском кадетском корпусе (1877-84) и 3-м Александровском военном училище (1885-87). Увлекся искусством, копировал картины в Третьяковской галерее. По завершении учебы был произведен в подпоручики, зачислен в 7-й гренадерский полк. В 1890 добился перевода в Петербург, в Кронштадтский крепостной пехотный батальон. Поступил вольнослушателем в АХ, учился у И. Е. Репина, П. П. Чистякова и А. И. Куинджи. В 1893, разочаровавшись в академическом преподавании, начал работать самостоятельно в мастерской ученицы Репина М. В. Веревкиной, которая стала спутницей его жизни. В 1896, выйдя в отставку в чине штабе-капитана, уехал с Веревкиной в Мюнхен, который стал их постоянным местожительством. Вместе с Веревкиной, Д. Н. Кардовским и И. Э. Грабарем поступил в школу А. Ашбе; познакомился с М. В. Добужински.и, В. В. Кандинским и Г. Мюнтер. В 1897 с Ашбе и группой соучеников побывал в Венеции для изучения старых итальянских мастеров. В 1899 помогал Ашбе вести занятия. В 1890-1900-е много путешествовал, работал в Италии и Франции (Париж, Нормандия, Бретань), приезжал в Россию. В ранний период последовательно испытал влияние И. Е. Репина, В. А. Серова и К. А. Коровина, позже — Дж. Уистлера, И. Зулоаги, В. Ван Гога, П. Сезанна, П. Пикассо, и в особенности А. Матисса, с которым познакомился в Париже (1907). В начале 1900-х пришел к индивидуальной манере, основанной на упрощении натуры в соответствии с разработанным Ашбе принципом «большой линии» и «большой формы»; использовал интенсивную гамму чистых цветов, усиленную черными контурами. С 1903 выставлялся в мюнхенском и берлинском Сецессионах. Участвовал в русских выставках: Нового общества художников (СПб., 1905), СРХ (М., 1906), «Венок» (СПб., 1908), «Салоне» С. К. Маковского (СПб., 1909), 1-м и 2-м «Салонах» В. А. Издебского (1909/10 и 1911), «Бубновый валет» (М., 1910/11). В 1906 его пейзажи Бретани экспонировались на организованной С. П. Дягилевым выставке «Мир искусства» в Петербурге и Выставке русского искусства в парижском Осеннем салоне. В 1909 вместе с Кандинским организовал мюнхенское Новое художественное общество - в ответ на отказ Сецессиона принять их произведения. Стал вице-президентом общества, а после ухода Кандинского (1911) — президентом. Позже сотрудничал в основанном Кандинским объединении «Der Blaue Reiter» и участвовал в его выставках (1911/12). Провел персональные выставки в Бремене (1911), Мюнхене (1912 и 1913) и Берлине (галерея Der Sturm, февраль 1914). Совместно с Веревкиной и Б. Цукерманом устроил благотворительную выставку в Вильно (январь 1915). В начале войны выехал в Швейцарию вместе с Веревкиной и воспитанницей их семьи Еленой Незнакомовой, имевшей от него сына Андрея (впоследствии - художник А. А. Явленский). Жил в Санта-Пре (1915-16). Цюрихе (1917) и Асконс (1918-22). В 1922, после разрыва с Веревкиной, женился на Незнакомовой и поселился в Висбадене. В 1916 его менеджером стала Эмма Шейер. В 1917 она организовала большую персональную выставку в Базеле, с 1920 ежегодно устраивала выставки во многих городах Германии, с 1936 - в США. В 1924 по ее инициативе возникло объединение «Синяя четверка» («Die Blauen Vier»: Явленский, Кандинский, П. Клее и Л. Фейнингер), которое в дальнейшем провело свыше 20 выставок в Германии и США. Вместе с другими эмигрантами участвовал в русском отделе XII Международного биеннале искусств в Венеции (1920). Его живопись становилась все более условной. Излюбленным мотивом стали головы и полуфигуры, образованные плавными линиями и плоскостями с тонкими цветовыми переходами: «Терновый венец» (1918), «Молитва» (1922), «Поэзия утра» (1930). Та же графическая схема повторяется в черно-белых литографиях (альбом из 6 автолитографий «Голова», Висбаден, 1922). В начале 1930-х пришел к грубому мазку и неожиданным, нарочито дисгармоничным сочетаниям мрачных тонов. В 1933-37 создал более 1000 работ, названных «Медитациями», которые считал итогом своего духовного опыта и вершиной творчества. С минимальными изменениями варьировал одну и ту же композиционную схему, в которой очертания лица трансформировались в крестообразный символ, перечеркивающий всю поверхность картины. С 1929 страдал прогрессирующей болезнью суставов, которая вынуждала держать кисть обеими руками, а к концу 1930-х привела к полной потере работоспособности. В 1933 нацистские власти Германии, объявившие борьбу с авангардным искусством, запретили ему выставочную деятельность. Исключение составила выставка «Дегенеративное искусство» в Мюнхене (1937), организованная властями с пропагандистской целью. В последние годы существовал на ежемесячное пособие от Общества Явлснского, организованного его почитателями. Был отпет в русском православном соборе в Висбадене. В послевоенные годы мемориальные выставки Явленского и «Синей четверки» прошли во многих городах Европы и США. Представлен в крупнейших музеях современного искусства на Западе, а также в ГРМ и ГТГ.

  1. явленский алексей георгиевичЯвленский Алексей Георгиевич живописец. С работал в основном в Германии стал одним из главных мастеров немецкого экспрессионизма. Главный мотив его зрелого творчества ...Большой Энциклопедический словарь V
  2. явленский алексей георгиевичЯвленский Алексей Георгиевич живописец. Выходец из России. Работал в Германии. Учился у И. Е. Репина в петербургской АХ с начала х гг. и в школе А. Ажбе в Мюнхене с вме...Художественная энциклопедия
  3. явленский алексей георгиевичблиз Торжка Тверской губ. . Висбаден Германия художник. Из дворянской семьи. Ранние годы провел в Белоруссии в имении отца Воспитывался с во м кадетском корпусе в Москве...Энциклопедия русской эмиграции