Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь

ЧЕХОНИН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

14(2).02.1878 (по другим данным-21.09.1878) (с. Лыкошино, ныне в Тверской обл.) — 23.02.1936 (Леррах, Германия). График, художник прикладного искусства. Сын машиниста Николаевской железной дороги. Детство провел на станции Чудово в Новгородской губернии. В 1896-97 учился в Рисовальной школе ОПХ у Е. А. Сабанеева и Я. Ф. Ционглинского, в 1897-1900 - в школе кн. М. К. Тенишевой у И. Е. Репина. С 1905 рисовал для петербургских сатирических журналов «Зритель», «Галчонок », «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». В 1906 был редактором-издателем сатири607 ческого журнала «Маски» (вышло 9 номеров; № 6 и 7 конфискованы цензурой). Исполнил ряд политических карикатур: «25 * 4» («Черная сотня») в журнале «Зритель » (1905. № 10), листы «Январь» и «Май» для «Календаря русской революции» В. J1. Бурцева (1907; издан: Пг., 1917). В середине 1906, опасаясь политических преследований, уехал в Париж, прожил там около года. Помогал кн. М. К. Тенишевой в оформлении выставки «Русская старина» в Париже. С конца 1900-х сотрудничал в издательствах: «Просвещение», «Шиповник», «Творчество», «Брокгауз и Ефрон», «Пантеон», Общины св. Евгении и др. Исполнял иллюстрации, обложки, виньетки, издательские марки; оформил книги: «Зовы древности » К. Д. Бальмонта (1907), «Семь огней» Н. А. Тэффи (1910), «Сатиры» Саши Черного (1911-12), «История живописи» А. Н. Бенуа (1911), «Бенгальские огни» А. Т. Аверченко (1914), собрания сочинений Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, В. Гюго, Лопе де Вега, В. Скотта. Создавал тонкие рисунки тушью, выработал графическую манеру, основанную на использовании мотивов русского ампира. Занимался художественной керамикой. В 1902-07 работал под руководством П. К. Ваулина в керамических мастерских С. И. Мамонтова в подмосковном имении Абрамцево, в 1907-14 - в мастерской «Голдвейн и Ваулин» в Кик ер ино, под Петербургом, и в мастерских кн. М. К. Тенишевой в Талашкино. Вместе с М. А. Врубелем и А. Я. Головиным создал майоликовые панно для фасадов гостиницы «Метрополь» в Москве (1902-09) и дома С. И. Мамонтова в Абрамцеве; в Петербурге исполнил изразцовый фриз актового зала Городского училищного дома им. Петра Великого (1909-11), майоликовые панно «Михаил Архангел» для церкви лейб-гвардии Московского полка на Бол. Сампсониевском проспекте (1915) и «Родословное древо Дома Романовых» для собора Феодоровской иконы Божьей Матери, в память 300-летия царствования Дома Романовых, на Полтавской улице (1911-15). Участвовал в росписях салона «Современное искусство» в доме кн. С. А. Щербатова (1901-02) и в декорировании комнат Юсуповского дворца на Мойке (1913-15; вместе с А. Я. Белобородовым и др.). Участвовал в выставках СРХ (СПб., 1909) и «Мир искусства» (М., 1913; СПб., 1913, 1915-17; член общества с 1912), в Международной выставке печатного дела и графики в Лейпциге (1914). В 1913 помогал в устройстве 2-й Всероссийской кустарной выставки, после чего был приглашен на должность консультанта отдела кустарной промышленности Министерства земледелия. В 1913-15 руководил учебно-показательными мастерскими по изготовлению финифти в Ростове и Торжке, мастерской по производству художественной мебели в Кологриве Тульской губернии, золотошвейной и тачальной мастерскими в Торжке. В 1917 вошел в художественную коллегию отдела ИЗО Наркомпроса. Участвовал в оформлении уличных празднеств и театральных зрелищ, рисовал агитационные плакаты. Исполнил проекты Герба РСФСР и печати Совнаркома, рисунки денежных купюр и серебряных монет. Создал графические портреты В. И. Ленина, Г. Е. Зиновьева и других государственных деятелей. Стал основоположником «советского ампира», в основу которого легла стилистика «Мира искусства» в сочетании с революционной символикой. В 1918-23 и 1925-27 был художественным руководителем Государственного фарфорового завода в Петрограде-Ленинграде. В 1923-25 заведовал художественной частью Новгубфарфора (бывших Кузнецовских заводов) в Новгородской области. Разработал первые образцы агитационного фарфора: тарелки с росписями «Благословен труд свободный», «Кто не с нами, тот против нас», «Дело науки 608 служить людям», «Ум не терпит неволи», блюда «Герб РСФСР в цветах» и «Голод», поднос «Красный Балтийский флот. 1917-1919», чайник «Коммуна», блюда с портретами В. И. Ленина, К. Маркса, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, К. Либкнехта, Р. Люксембург. Сотрудничал с издательствами: «Творчество», «Светозар», «Всемирная литература », издательством 3. И. Гржебина. Исполнил портреты композиторов (А. Н. Скрябин, П. И. Чайковский, И. С. Бах, Ф. Лист, Р. Вагнер, Ф. Шопен, М. И. Глинка и др.) для обложек к серии монографий «Жизнь замечательных людей» (1921-22); оформил книга: «Фауст и город» А. В. Луначарского (1918), «Мировая революция и Коммунистический Интернационал» Г. Е. Зиновьева (1921), «10 дней, которые потрясли мир» Дж. Рида (1927), сборник «Власть Советов за 10 лет» (1927), иллюстрировал детские книжки для издательства «Радуга»; иллюстрации к сказке «Тараканище» К. И. Чуковского неоднократно переиздавались. Участвовал в выставках: «Мир искусства» (Пг., 1918, 1922, 1924), Дома искусств (Пг., 1920, 1921), Общины художников (Пг., 1921, 1922, 1925), АХРР (М., 1923, 1925), «Художественный экслибрис» (Л., 1928), Всесоюзной выставке советского фарфора (М., 1926), выставках русского искусства в Берлине (1922), США (1924/25) и Токио (1927), международных выставках книжного искусства во Флоренции (1922) и Лейпциге (1927), XIV Международном биеннале искусств в Венеции (1924), Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925). В начале 1928 по рекомендации А. В. Луначарского выехал во Францию для подготовки выставки советского фарфора и остался в Париже. Выставлялся в Осеннем салоне (с 1928). Провел персональные выставки в салоне на улице de la Paix (1928; при поддержке ювелира А. Маршака, который стал его покровителем) и в галерее La Renaissance (1929; с Г. И. Шилтяном и А. Улиным); участвовал в выставке в галерее Hirondelle (1928; с Н. И. Альтманом, Р. Р. Фальком и П. Ино), выставках русского искусства в Брюсселе (1928), Копенгагене (1929), Берлине (1930), Белграде (1930), Париже (галерея d’Alignan, 1931). Выставлял фарфор, миниатюрные портреты (Л. Рейснер, Л. Н. Толстой, П. Нерадовский, Вера Немчинова), рисунки на темы русских сказок и былин, пейзажи, натюрморты, театральные эскизы, ювелирные изделия, эмали с цветами, ню и беспредметные композиции. Акварельный портрет М. Горького был приобретен Люксембургским музеем Парижа. После неудачных попыток наладить постоянное сотрудничество с Национальной мануфактурой в Севре и смерти А. Маршака (1930) был вынужден перебиваться случайными заказами: рисовал рекламу для журнала «Vogue» и театральные афиши, исполнял эскизы мебели, часов, ювелирных изделий, реставрировал картины и старинный фарфор, разрабатывал рисунки для тканей. Эпизодически обращался к сценографии: оформил балеты «Исламей» М. А. Балакирева и «Снегурочка» А. К. Глазунова для выступлений труппы Веры Немчиновой в Театре Елисейских полей, оперу «Руслан и Людмила» М. И. Глинки и танцевальные миниатюры для театра «Летучая мышь» Н. Ф. Балнева. В 1933 заявил патент на новый способ многоцветной печати на ткани с одного цилиндра ротационной машины. Для постройки промышленного образца побывал в Нью-Йорке (1934), но из-за болезни сердца был вынужден вернуться в Париж. Безуспешно вел переговоры об использовании изобретения в СССР. В 1935 промышленная установка по его чертежам была построена на швейцарской красильнопечатной фабрике в Вейле, под Базелем. Во время первых испытаний умер от инфаркта. Представлен во многих музеях бывшего СССР. В 1995 в ГРМ состоялась выставка работ из российских собраний.

  1. чехонин, сергей васильевичрод. русский график и портретный миниатюрист учился в школе Обва поощрения художеств и в Тенишевской мастерской в Петербурге был одно время учеником Репина состоял член...Большая биографическая энциклопедия
  2. чехонин сергей васильевичЧехонинstrong Сергей Васильевич [ с. Лыкошино ныне Калининской области . Лррах ныне ФРГ] русский график и живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе общества поо...Большая Советская энциклопедия II
  3. чехонин сергей васильевичЧЕХОНИН Сергей Васильевич российской график и живописец. Член Мира искусства. С за границей. В книжной и журнальной графике росписях по фарфору и эмали изысканные орн...Большой Энциклопедический словарь V
  4. чехонин, сергей васильевичСергей Васильевич график и живописец. Член Мира искусства. С за рубежом. В книжной и журнальной графике росписях по фарфору и эмали изысканные орнаментальношрифтовые...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  5. чехонин сергей васильевичЧехонин Сергей Васильевич художникПсевдонимыi С. Ч.u прил.Источникиi Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей В т. Т. . М...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  6. чехонин сергей васильевичЧехонин Сергей Васильевич русский график и живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе ОПХ и в школе М. К. Тенишевой у И. Е. Репина. Член объединения Мир искусс...Художественная энциклопедия
  7. чехонин сергей васильевич. [по др. св. .] с. Лыкошино Новгородской губ. . Лррах Германия график мастер декоративноприкладного искусства художник театра. Родился в семье машиниста Николаевской жел...Энциклопедия русской эмиграции