Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь

ТЕРЕШКОВИЧ КОНСТАНТИН АНДРЕЕВИЧ

1.05.1902 (с. Мешерское Подольского уезда Московской губ.) - 13.06.1978 (Рокебрюн, близ Ментоны, Франция). Живописец, график. С 1907 жил с семьей в Москве. Отец был директором Канатчиковой дачи - больницы для душевнобольных. С 1911 занимался в студиях К. Ф. Юона, И. И. Машкова и Ф. И. Рерберга. В 1913 посетил галерею С. И. Щукина, впервые увидел работы импрессионистов, В. Ван Гога и М. Матисса, которые произвели на него сильное впечатление. В 1917 окончил реальное училище, поступил в МУЖВЗ и три месяца учился у П. П. Кузнецова. Занятия оборвала революция. В начале 1918 записался добровольцем в Красную Армию и был направлен на военно-санитарный поезд, вывозивший пленных немцев в Германию. Из-за военной неразберихи попал в Батум, работал на чайной плантации. Нелегально перебрался в Константинополь, служил конюхом в британской кавалерии. В 1920, без денег и паспорта, попал в Мартель, затем - в Париж. Нашел приют у критика С. М. Ромова. Начал заниматься в академии Гранд Шомьер, перебивался случайными заработками. Через Ромова познакомился с М. Ф. Ларионовым, который проводил его на спектакли Русского балета, и В. С. Бартом. Дружил с М. 3. Шагалом, М. Кислингом и П. Кременем, иногда работал в мастерской X. Сутина. В 1921 сотрудничал в русском литературно-художественном журнале «Удар», написал для первого номера статью, направленную против эстетики «Мира искусства». В 1922-23 побывал в Берлине, провел персональную выставку в галерее Neumann (весна 1923), участвовал в Выставке русских художников в магазине книгоиздательства «Заря». Опубликовал в газете «Дни» очерк о творчестве А. Дерена (1922. 3 дек.). Вместе с русскими художниками участвовал в выставках в кафе «La Rotonde» (1925), в галереях: La Licome (1923, группа «Удар»), М. Н е т у (1925), W. Hirshman (1929; «Цветы и натюрморты»), Zak (1930, 1936), d ’Alignan (1931), L’fcpoque (1931, группа журнала «Числа»), La Renaissance (1932), Castelucho-Diana (1936), в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928) и Большой выставке русского искусства в Белграде (1930). Провел персональные выставки в галереях Т. Carmine (1924; совм. с Бартом и А. М. Ланским), Ch.-A. Girard (1927; 1928; 1930; 1932, акварели; 1934), Quatrc Chemins (1927, акварели и рисунки), de PElys6e (1938) и на улице du Faubourg St.-Honore, 66 (1937). Выставлялся в сало566 нах: Осеннем (с 1934 - член салона) и Тюильри, реже - в салоне Независимых; участвовал в групповых выставках с французскими художниками в Париже, Женеве (1934), Чикаго (1937) и Нью-Йорке (1938). В 1930 путешествовал по Испании. Женился на француженке Иветт (на его полотнах «Мадам Т...»). Состоял членом секции художников Союза деятелей русского искусства во Франции (с 1933). После недолгого увлечения экспрессионизмом пришел к лирическому импрессионизму, писал садовые окраины Парижа, берега Сены и Марны. В 1930 начал серию живописных портретов друзей - русских и французских художников: Ильязд (1930), X. Сутин (1933), П. Боннар, Д. де Сегонзак, Ж. Руо, Ж. Брак (1941), К. Ван Донген, М. Утрилло (1942), А. Дерен (1943), Р. Дюфи (1948) и др. Работы приобрели Музей Же де Пом (1934, «Портрет балерины Рябушинской») и Гренобльский музей (1935). В 1933 оформил балет «Хореартиум» на музыку И. Брамса для труппы Ballet Russe de Monte-Carlo. В 1939 вступил во французскую армию (как иностранец, имеющий детей от француженки). В 1942 получил французское гражданство. В 1945 купил дом-мастерскую с садом на улице Буляр. на окраине Парижа. Содержал собственную конюшню. Провел персональную выставку в галерее Dubourg. С 1946 исполнял картоны для настенных ковров по заказам мануфактуры Aubusson и рисунки для фабрики гобеленов Beauvais; занимался росписью мебели и керамикой. В 1948 вместе с художниками М. Брияншоном, Р. Легс и Жизель д ’Асайи создал группу «Поэтическая реальность». В 1949, в связи с устройством своей выставки, побывал в Цюрихе и познакомился в мастерской Вольфенсберга с техникой литографии. Создал серию литографий, посвященных дочерям (1949; его друг поэт Р. Ляпорт написал к каждому лиспу стихотворение), цветные литографические листы «Русские офицеры 1860 года» (1950), «Жокеи» (1959), «Портрет А. П. Чехова» (1964). Исполнил акварелью иллюстрации к книгам «Сказание о Минотавре» Н. Хавзорна (1954), «Хаджи-Мурат» Л. Н. Толстого (1955), «Тайная любовь» и «Дело корнета Елагина» И. А. Бунина (1963), «Три истории» А. П. Чехова (1965), «Милый друг» Г. де Мопассана (1969). В 1950-60-е подолгу работал в Финляндии (1952), Тунисе (1958) и Риме (1960), посетил Алжир (1955), Дальний Восток (1964, Япония, Таиланд, Гонконг), Мексику и Калифорнию (1968). Провел персональные выставки в парижских галереях: Bernier (1948, 1951, 1953, 1954, 1955, 1964) и Petndes (1953, 1958, 1963, 1965, 1966, 1969, 1971 и 1975), в Цюрихе (галерея-мастерская Вольфенсберга, 1949), Хельсинки (1951), Ницце (1953, 1969), Каньсюр-Мер (ретроспектива, 1959), Лондоне (галерея О’Напа, 1959), Нью-Йорке (1961), Токио (1965, 1969), в г. Сов, департамент Гар (ретроспектива графики, 1972), и др. Участвовал в выставках группы «Поэтическая реальность» в Швейцарии (Веве, 1957, и Женева, 1972), в выставках «Русские художники Парижской школы» в Сен-Дени (1960) и Париже (Дом французской мысли, 1961), «Художники - свидетели своего времени» в Париже (1967), «Живой Монпарнас» в Токио (1970), «Значительные картины русских художников во французских собраниях» в рамках Осеннего салона (1972), «Русский взгляд» в Гейдельберге (1974) и др. Получил Большой приз 1-го биеннале в Ментоне (1951). Был награжден орденом Почетного легиона и орденом Искусств и Словесности. В 1980 в галерее Е. Sassi в Париже состоялась мемориальная выставка «В честь Терешковича». Представлен в крупнейших музейных собраниях Европы и США.