Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь

СОЛОГУБ ЛЕОНИД РОМАНОВИЧ

28( 16).04.1884 (Ейск, ныне Краснодарский край) - 17.07.1956 (Гаага). Живописец, график и архитектор. Сын купца. Настоящую фамилию Салогуб в юности изменил на Сологуб. По окончании Московской практической гимназии поступил в МУЖВЗ. С 1902 учился на архитектурном отделении АХ в Петербурге у JI. Н. Бенуа. В 1910 получил звание художника-архитектора и заграничное пенсионерство за проект здания Государственной Думы. Исполнил ряд конкурсных архитектурных проектов, которые удостоились различных наград, но остались неосуществленными: «Здание Харьковского купеческого банка» (1909, 1-я премия), «Памятник императору Александру II в Петербурге» (1911, совм. с В. В. Лишевым; 4-я премия), «Памятник императрице Марии Федоровне » (1912, совм. с Лишевым; 4-я премия), «Обелиск в память 300-летия Дома Романовых в Костроме» (1912, совм. с А. Б. Регельсоном, В. С. Бартом и др.; 1-я премия АХ), «Дворец искусств в Петербурге» (1912, 1-я премия), «Церковь в память Александра II», «Здание музея Отечественной войны 1812 года в Москве» и др. В 1912-13 спроектировал и оформил в Костроме 25 деревянных павильонов в старинном русском стиле для юбилейной выставки в честь 300-летия Дома Романовых. Создал обелиск в память артиллеристов 12-й батарейной роты, сражавшейся на Шевардинском редуте, установленный к 100-летию Бородинской битвы. С 1910 входил в Общество архитекторов-художников, участвовал в его выставках. Был дружен с М. Ф. Ларионовым. В 1912-13 показывал архитектурные проекты на выставках «Мир искусства» в Москве и Петербурге (в 1918 стал членом общества). Выдвигал идею синтеза различных видов пластического искусства, намеревался воплотить ее в монументальных сооружениях. В 1912 основал при своей студии Объединение живописцев, архитекторов и скульпторов «Мастерская трех искусств» (официально зарегистрировано весной 1917; вошло в Союз деятелей искусств). С началом I мировой войны пошел добровольцем на фронт, был награжден Георгиевским крестом. Публиковал фронтовые зарисовки в журнале «Нива». В декабре 1916 провел в залах АХ выставку этюдов и рисунков «На войне», в начале 1917 небольшую выставку в редакции петроградской газеты «Русская воля». Предполагал использовать военные этюды для создания монументальных картин. В феврале 1918 по прошению АХ был демобилизован в звании штабс-капитана. Работал в архитектурной мастерской А. В. Щусева и служил в Городском строительном комитете. Женился на А. Н. Красильниковой из богатой купеческой семьи. В начале 1919 через Алтай, Сибирь и Маньчжурию выехал с женой в Китай, посетил Японию, Цейлон, Индию. Во время поездки участвовал в Выставке Союза томских художников, провел выставку «Зеленый пион» во Владивостоке (вместе с художником С. И. Щербаковым) и персональную выставку в Токио. В конце 1919 попал в Константинополь, в 1920-21 посетил Грецию и Италию. Участвовал в выставке группы «Мир искусства» в парижском Осеннем салоне (1921). В 1922 приехал в Голландию и поселился с четырехлетней дочерью Ириной в Гааге. В том же году выставил в Осеннем салоне виды Константинополя и провел персональную выставку в галерее R. Duncan в Париже (живопись, рисунки цветным карандашом: пейзажи Италии, Голландии и Франции, натюрморты). Начал цикл картин на евангельские темы. В 1925-26 посещал Италию, жил на Капри, встречался там с художниками А. Е. Яковлевым, К. И. Горбатовым, К. А. Вещиловым. В 1924 организовал в Гааге Выставку русских художников. В 1930 участвовал в Большой выставке русского искусства в Белграде, в 1932 — в Выставке русского искусства в галерее La Renaissance в Париже. Помог своему родственнику Павлу Лужецкому перебраться из Константинополя в Голландию и организовать галерею «Искусство нашего времени» (галерея P. Loujetzky), где выставляли работы русские художники. С 1931 был членом объединений Kunstring и Pulchri Studio в Гааге. В 1932 провел персональную выставку в зале Pulchri Studio, показал произведения на тему войны. Ежегодно участвовал в выставках обоих объединений, в том числе в Большой юбилейной выставке Kunstring в Общественном музее Гааги (1941). Выставлялся в парижском салоне Независимых (1928-30). Отказался принять голландское подданство и всю жизнь считал себя русским художником. По завещанию, дочь передала фронтовые этюды в дар России. Около 350 работ хранится в ГМИИ.