Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь

РЕРИХ НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

9.10(27.09). 1874 (С.-Петербург) - 13.12.1947 (Нагтар, шт. Химачал-Пралеш. Индия). Живописец, художник театра, педагог, общественный деятель и писатель. Сын петербургского нотариуса К. Ф. Рериха. Окончил частную гимназию К. И. Мая. В 1891-93 брал уроки рисования у скульптора М. О. Микешина. В 1893 поступил на юридический факультет университета и в АХ, учился у А. И. Куинджи. В 1897 получил большую золотую медаль и звание художника за картину «Гонец. Восстал род на род», которая была приобретена П. М. Третьяковым и положила начало серии работ «Начало Руси. Славяне». В 1900-01 учился в Париже в студии Ф. Кормона и у П. Пюви де Шаванна. В 1901 женился на Елене Ивановне Шапошниковой (1879— 1951), правнучке М. И. Кутузова. Занимался изучением истории и фольклора, участвовал в археологических раскопках. В 1900-10-е писал картины, посвященные славянской языческой древности, образам скандинавского эпоса, религиозным легендам и апокрифическим преданиям Древней Руси: «Заморские гости» (1901), «Город строят» (1902), «Славяне на Днепре» (1905), «Бой» (1906), «Небесный бой» (1912). Исполнил многочисленные зарисовки архитектурных памятников русских городов и пейзажи Русского Севера. Создал ряд монументальных росписей и мозаик для церквей и гражданских зданий, занимался декоративно-прикладным искусством. Участвовал в работе учебных мастерских прикладного искусства, организованных кн. М. К. Тенишевой в Талашкине, исполнил росписи и мозаики для храма Святого Духа во Фленове, близ Талашкина (1911-14). В 1907 впервые обратился к сценографии, приняв участие в постановках петербургского Старинного театра. В 1908 оформил постановку оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова для парижской Опера-Комик и с этого времени работал для дягилевских «Русских сезонов». Наиболее значительные театральные работы: декорации к «Половецким пляскам» из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина (1909, балетм. М. М. Фокин) и к опере «Псковитянка» Римского-Корсакова (1909), либретто, декорации и костюмы к балету «Весна Священная» И. Ф. Стравинского (1913, балетм. В. Ф. Нижинский). Сотрудничал с МХТ, Оперой С. И. Зимина, Свободным театром и петроградским Театром музыкальной драмы. В 1901 был назначен секретарем ОПХ. В 1906 стал директором Рисовальной школы ОПХ. Провел радикальную реформу, направленную на совершенствование системы преподавания. Был действительным членом общества «Мюссаровскне понедельники » (1900-е) и СРХ (1903-10), членом-учредителем Общества им. А. И. Куинджи (1909), членом-учредителем и председателем комитета общества «Мир искусства» (1910-13), членом совета Общества возрождения художественной Руси (1915-17), действительным членом обществ Осеннего салона в Париже (с 1906) и венского Сецессиона (с 1908). Кавалер ордена Почетного легиона (1906) и шведского ордена Полярной Звезды (1914). В 1909 получил звание академика. Участвовал во многих выставках в России: Весенних в залах АХ, «Мир искусства », СРХ, ТПХВ и др. В 1905 провел первую персональную выставку в Праге, которая затем побывала в Вене, Мюнхене, Берлине и Дюссельдорфе. В 1906 участвовал в Выставке русского искусства, организованной С. П. Дягилевым в Осеннем салоне в Париже. В 1909 показал более 40 произведений в «Салоне» С. К. Маковского в Петербурге. В том же году провел персональную выставку в Александровском дворце Царского Села; ее посетил император. Работы экспонировались на выставках в Венеции (1906, 1908, 1914), Париже (1906-09), Лондоне (1909, 1912), Брюсселе (1910) и Риме (1911, 1914). В 1914 ему был отведен отдельный зал на Международной Балтийской выставке в Мальме (Швеция). Работы приобрели Русский музей, Третьяковская галерея, Лувр, Люксембургский музей Парижа, Музей Виктории и Альберта в Лондоне, Римский Национальный музей. В предреволюционные годы обратился к изучению культуры и мистики Востока, индийской философской мысли, что определило главное направление его творческих исканий. Создал ряд символических картин: «Меч мужества» (1912), «Крик змия» (1913), «Град обреченный» (1914), «Прокопий Праведный отводит каменную тучу от Устюга Великого» (1914). В декабре 1916 из-за болезни легких поселился с семьей в Сердоболе (ныне Сортавала, Карелия) на Ладожском озере. До января 1918 часто приезжал в Петроград по делам Рисовальной школы и для участия в Особом совещании по делам искусств. В апреле 1918 был отрезан финляндской границей. В 1918-19 жил в Выборге, провел персональные выставки в Стокгольме и Хельсинки. Осенью 1919 по приглашению музыкального деятеля Т. Бичема выехал в Лондон, оформил оперу «Князь Игорь» А. П. Бородина для Русского балета С. П. Дягилева, ряд постановок русского репертуара для театра Ковент-Гарден. В сентябре 1920 переехал в США и по предложению директора Художественного института Чикаго Р. Харше начал выставочное и лекционное турне по 28 американским городам, которое длилось три года. В 1920 организовал в Чикаго международное общество художников «Сог Ardens» («Пылающее сердце»). В 1921 основал в Нью-Йорке Институт объединенных искусств, который, по его замыслу, должен был воплотить идеи образования, применявшиеся им в Санкт-Петербурге. Позже институт был преобразован в Международный художественный центр «Corona Mundi» - «Венец мира» (существовал до 1937). В 1923 создал Музей Рериха (открыт в марте 1924 в 30-этажном здании на берегу Гудзона), в котором поместил несколько сот своих работ, а также иконы и произведения искусств Востока. Музей предоставлял помещения для выставок, театральных спектаклей и лекций; его почетными членами были А. Эйнштейн и Р. Тагор. Вместе с женой основал в США Общество Агни-Иоги, посвященное «Живой Этике» - учению, которое призвано синтезировать религиозно-философские учения разных народов и времен. В мае 1923 выехал во Францию; оттуда отправился в путешествие по Индии, посетил Сикким, Бутан, Цейлон и Индонезию. В 1925 организовал с семьей научнохудожественную экспедицию, которая преодолела 25 тысяч километров, дважды пересекла Центральную Азию, в частности, труднодоступные районы Северной Индии, Монголии, Китая и Тибета, советскую Среднюю Азию и Забайкалье. В ходе экспедиции исполнил множество пейзажей, запечатлевших Гималаи и архитектуру древних горных монастырей. Путешествие описано в его книгах «Сердце Азии», «Алтай-Гималаи» и «Шамбала Сияющая». В мае 1926 проездом посетил Москву, подарил советским музеям несколько своих произведений и намеревался устроить персональную выставку, что не осуществилось по политическим причинам. Завершив путешествие, в мае 1928 поселился с семьей в долине Кулу, в окрестностях Наггара. Организовал Международный институт гималайских исследований «Урусвати» («Свет утренней звезды»), целью которого были изучение и систематизация материалов только что завершенной экспедиции, а также и будущих исследований в области ботаники, этнографии, лингвистики, археологии и восточной медицины. В институте работал его старший сын Юрий (1902-1960), лингвист-востоковед. В 1929 стал инициатором идеи международного пакта об охране культурных ценностей во время войны - «Пакта Рериха», который был одобрен Лигой Наций и подписан правительствами ведущих западных держав (в 1950 основные положения пакта были переданы в ЮНЕСКО и легли в основу Заключительного акта Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов, подписанного в Гааге в 1954). Предложил особое знамя - Знамя Мира (три красных круга, заключенных в красное кольцо, на белом фоне),- которое должно было отмечать места, находящиеся под защитой пакта. В 1934 в результате финансовой неудачи потерял юридические права на здание Музея Рериха в Нью-Йорке и хранящиеся в нем произведения искусства. В том же году посетил США и организовал в Нью-Йорке новый музей, куда передал около 300 своих картин. В 1930-х создал персональные музеи в Париже. Риге и Кулу; отдельные залы с персональной экспозицией были открыты в музеях Брюгге, Загреба, Буэнос-Айреса, Киото, в Русском культурно-историческом музее в Праге. В 1934-35 совершил последнее большое путешествие в Маньчжурию и Северный Китай. В 1920-30-е наряду с пейзажами писал аллегорические картины на темы Древней Руси и Востока, обращался к образам святых, пророков, легендарных героев и мудрецов. Многие работы этих лет пронизаны духом мистического пантеизма; «Великий дух Гималаев», «Гэсэр-Хан», «Приказ учителя», цикл «Учители Востока », посвященный основоположникам мировых религий и философских течений («Конфуций», «Кришна», «Будда», «Магомет», «Моисей», «Преподобный Сергий» и др.). В годы II мировой войны создал ряд картин, в которых использовал образы русской истории и мифологии («Ждущая», «Ангел Последний», «Святогор», «Александр Невский»). Писал стихи, пьесы, путевые заметки, философские притчи и повести. В числе главных литературно-философских трудов книги «Пути благословения» (Рига, 1924), «Держава света» (Нью-Йорк, 1931), «Твердыня пламенная» (Париж, 1932), «Врата в будущее» (1936), «Нерушимое» (Рига, 1936). Умер от заболевания сердца, осложнившегося воспалением легких. Согласно завещанию, его тело было предано огню. В 1949, благодаря усилиям Зинаиды Фосдик (в прошлом - одной из учредительниц Института объединенных искусств), в Нью-Йорке, на Манхэттене, был возрожден Музей Николая Рериха, в котором находится одно из самых больших собраний его работ. В 1960 сын Юрий передал около 400 картин отца советским музеям. В 1990 сын Святослав передал архив родителей Центру им. Н. К. Рериха в Москве. Мемориальные выставки состоялись в Москве (1958,1959,1974,1984), Ленинграде (1974) и Новосибирске (1965).

  1. рерих николай константиновичИзвестный индийский художник Биресвар Сен приветствовал Рериха от имени Индии следующими словами Для большинства из нас Рерих является легендарной фигурой рыцарского эпос...100 великих художников
  2. рерих николай константиновичРусский художник поэт археолог. Автор книг Шамбала Живая этика. АгниЙога двенадцати книг духовной поэзии в том числе Цветы Мории Листы сада Мории Беспредельность Сердце Б...Афоризмы русских писателей
  3. рерих николай константиновичРерих Николай Константинович живописец исторического жанра и пейзажист. Родился в СПб. в году учился в СПб. университете по юридическому факультету и в Императорской Ак...Биографический словарь
  4. рерих, николай константиновичживописец исторического жанра и пейзажист. Род. в СПб. в г. учился в СПб. университете по юридическому факультету и в Императорской академии художеств где его главным ру...Большая биографическая энциклопедия
  5. рёрих николай константиновичРрихstrong Рерих Николай Константинович [. Петербург . Нагар долина Кулу штат Пенджаб Индия] русский живописец археолог путешественник общественный деятель. Учился в Пет...Большая Советская энциклопедия II
  6. рерих николай константиновичживописец исторического жанра и пейзажист. Родился в СПб. в году учился в СПб. университете по юридическому факультету и в Императорской Академии Художеств где его главн...Большой российский биографический словарь
  7. рерих николай константиновичРЕРИХ Николай Константинович российский живописец театральный художник археолог путешественник писатель. Отец востоковеда Ю. Н. Рериха и художника С. Н. Рериха. Член Ми...Большой Энциклопедический словарь V
  8. рерих, николай константиновичРерих Николай Константинович российский живописец театральный художник археолог путешественник писатель. Отец востоковеда Ю.Н. Рериха и художника С.Н. Рериха . Чл...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  9. рерих николай константиновичсовременный русский художник живописец исторического жанра и пейзажист. Т....Исторический справочник русского марксиста
  10. рерих николай константиновичрус. художник мыслитель исследователь инд. и тибетской культуры. С г. председатель возобновленного Мира искусства. С х гг. жил в Индии. В г. завершил разработку проект...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  11. рерих николай константиновичроссийский деятель культуры живописец и театральный художник археолог путешественник писатель и философмистик действительный член Петербургской АХ . Отец востоковеда Ю. Н...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  12. рерих николай константинович. . Петербург . Кулу Индия философ живописец археолог географ писатель. В г. Р. окончил Академию художеств с г. стал действительным ее членом ас г. председателем худож...Русская философия
  13. рёрих николай константиновичРрих Николай Константинович живописец писатель учный археолог мыслитель общественный деятель. Учился в АХ академик с . Член объединения Мир искусства секретарь ОПХ . Ди...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  14. рёрих николай константиновичРерих Николай Константинович художник писатель археологВариант имениi Ррихu Николай КонстантиновичПериодические изданияi Золотое Руно репродукции картин иллюстрации с...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  15. рерих николай константиновичРЕРИХ Николай Константинович РЕРИХ Николай Константинович сентября октября Петербург декабря Куху Индия] философ художник писатель. По окончании гимназии поступае...Философская энциклопедия
  16. рерих николай константиновичРерих Николай Константинович Рерих русский живописец археолог. Учился в петербургской АХ у А. И. Куинджи затем в Париже . Секретарь ОПХ с и директор Рисовальной школы ...Художественная энциклопедия
  17. рерих николай константиновичживописец исторического жанра и пейзажист. Род. в СПб. в г. учился в СПб. университете по Юридическому факультету и в Имп. академии худ. где его главным руководителем бы...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  18. рерих николай константинович.IX.X. Петербург .XII. Наггар штат Пенджаб Индия художник юрист археолог писатель инициатор движения в защиту памятников культуры. Учился в Петерб. унте в ок. АХ. В на...Энциклопедия «Слова о полку Игореве»