Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь

ПЕВЗНЕР АНТОН АБРАМОВИЧ

30(18).01.1884 (Климовичи Могилевской губ.) - 12.04.1962 (Париж). Скульптор, живописец. Из состоятельной еврейской семьи. Старший брат скульптора Наума Габо. В 1902-09 учился на живописном отделении Киевского художественного училища, окончил курс со званием учителя рисования. Самостоятельно изучал иконопись и византийскую старину. В сентябре 1909 поступил в С.-Петербургскую АХ, но был отчислен по истечении трехмесячного испытательного срока, установленного для лиц иудейского вероисповедания. В 1909-11 жил у родителей в Брянске. В 1911 приехал в Париж, подружился с А. П. Архипенко. В 1915 переехал в Христианию (ныне Осло), где встретился с братьями Наумом и Алексеем. В этот период исполнил первые беспредметные картины и начал заниматься скульптурой. В марте 1917 вернулся с Наумом в Москву. Работал в ИЗО Наркомпроса, участвовал в создании Всероссийского центрального выставочного бюро, преподавал во ВХУТЕМАСе и СВОМАСе. Участвовал в 1-й выставке картин Профессионального союза художников-живописцев Москвы (1918) и 5-й Государственной выставке картин (1919). 15 августа 1920 вместе с Габо и скульптором Г. Клуцисом провел однодневную выставку в открытом музыкальном павильоне на Тверском бульваре и опубликовал в виде афиши (совм. с Габо) «Реалистический манифест» - один из первых манифестов конструктивизма. В январе 1923 выехал в Берлин, в октябре поселился в Париже (в 1930 принял французское гражданство). Работал как скульптор, создавал в основном абстрактные конструкции. В числе немногих работ, сохранивших фигуративное начало, - «Портрет М. Дюшана» (1926), сконструированный из цинковых и целлулоидных дисков, и фигура «Богиня» к балету «Кошечка» A. Core (балетм. Дж. Баланчин; декорации Н. Габо) для Русского балета С. П. Дягилева (1927). В 1924 вместе с братом провел в парижской галерее Percier выставку «Русские конструктивисты Габо и Певзнер» (предисловие к каталогу В. Жоржа), в 1926 вместе с Габо и Т. Ван Дусбургом - выставку в галерее Little Revue в Нью-Йорке. Участвовал в выставке 33-х русских художников в кафе «La Rotonde» (1925). С 1925 выставлялся в салоне Независимых, с 1926 - в Осеннем салоне. В 1931 был одним из создателей международного авангардистского объединения «Abstraction-Creation», в 1934-36 участвовал в выставках современного искусства в Амстердаме (Stedelijk Museum), Бале (Kunstmuseum), Лондоне (P. Guggenheim Gallery), Чикаго (Chicago Club), Нью-Йорке (Музей современного искусства), в 1939 - в выставке «Renaissance plastique», организованной И. Рамбоссон и Ф. Сиде в галерее Charpentier в Париже. С 1930-х главным элементом скульптур стала изогнутая ажурная поверхность, образованная натянутыми металлическими нитями, стержнями или полосами: «Конструкция для аэропорта» (1934), улиткообразная композиция «Свет» (1947), «Динамическая проекция под углом в 30 градусов» (1950-51; установлена в университетском комплексе в Каракасе), проект монумента «Неизвестному политическому заключенному», получивший премию на Международном конкурсе в Лондоне (1952; ныне в галерее Тейт), «Взлетающая птица» (1955; установлена перед зданием Научнотехнического центра Дженерал Моторе в Детройте), конструкции под названиями «Развивающаяся поверхность», «Развивающаяся колонна», «Проекция в пространстве », «Динамическая конструкция» (1930-50-е). В послевоенные годы получил признание как теоретик и практик конструктивизма. В 1946 вошел в комитет салона Новых реальностей, в 1953 стал вице-президен458 том салона, в 1956 - почетным президентом. В 1961 награжден орденом Почетного легиона. Персональные выставки состоялись в Париже (1947, галерея R. Drouin; 1957, Национальный музей современного искусства), Нью-Йорке (1948, Музей современного искусства; совм. с Габо) и Цюрихе (1949; совм. с М. Биллом и Ж. Вантонгерлу). Участвовал в выставках «Art Concrete» (Париж, 1945), «Шедевры искусства XX века» (Париж и Лондон, 1952), «Пионеры современной скульптуры» (Милан, 1954), «Истоки современного искусства» (Амстердам, 1956), в международных выставках в Касселе (1956) и Венеции (1958). Представлен во многих музеях мира; ранние живописные работы имеются в ГРМ и П Т . Похоронен в Сент-Женевьев-де-Буа, под православным крестом; у могилы установлена его скульптура «Полет».