Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь

МАРЕВНА МАРИЯ БРОНИСЛАВОВНА

14.02.1892 (близ Чебоксар Казанской губ., ныне Чувашия) 4.05.1984 (Лондон). Живописец. Дочь актрисы Марии Розанович, в замужестве Воробьевой, и польского дворянина Бронислава Викентьевича Стебельского. Жила с отцом в Тифлисе, где он служил лесничим. В 1907-08 посещала Тифлисскую школу изящных искусств. В 1910 поступила в Строгановское училище в Москве. В 1911 побывала в Риме и на Капри; познакомилась с М. Горьким, который придумал для нее прозвище Маревна (по имени сказочной Марьи Маревны), ставшее псевдонимом. В 1912 приехала в Париж. Встретилась со скульптором С. Ф. Булаковским, занималась под его руководством в Русской академии; посещала академии И. Зулоага и Ф. Коларосси. Стала завсегдатаем кафе «La Rotonde», познакомилась со многими русскими: М. А. Васильевой, М. А. Волошиным, И. Г. Эрснбургом. Б. В. Савинковым и др., была дружна с X. Сутиным и О. Цадкиным. Писала картины в духе кубизма. Участвовала в салоне Тюильри (1912) и с группой художников-кубистов - в салоне Независимых (1913). В январе 1914 внезапная смерть отца лишила ее средств к существованию. Но вскоре появились первые ценители и покупатели ее картин: маршан JI. Розенберг, коллекционер Густав Кан, комиссар полиции Л. Замарон. В 1915 познакомилась с Диего Риверой. В 1919 у них родилась дочь Марика, в будущем танцовщица и актриса. В 1921 рассталась с Риверой, который уехал в Мексику. Испытывала материальные трудности. Занялась ручным ткачеством, изготавливала пояса и гкани на грузинские мотивы, работала для кутюрье Поля Пуаре. Продолжала заниматься живописью — писала в технике пуантилизма и применяла комбинации геометрических линий для подчеркивания внутренней композиционной структуры картины. Участвовала в выставках русских художников в Лондоне (Whitechapel, 1921) и Париже (кафе «La Rotonde», 1925), в Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925). В 1929 провела персональную выставку живописи в галерее Густава Кана Quotidien, в 1936 - в галерее L. Zborovsky. В 1936-48 жила с дочерью на юге Франции - в Ницце, Жуан-ле-Пен, Каннах. В 1948 переехала в Англию, семь лет жила в Педлтауне (графство Дорсетшир), затем в Лондоне. В 1960-70-с написала серию портретов парижских художников-монпарнасцев. Создала крупноформатные (160 х 305 см) групповые портреты: триптих «Посвящение моим монпарнасским друзьям» (М. Волошин, М. Горький, Маревна, И. Эренбург, X. Сутин, О. Цадкин - А. Модильяни, М. Кислинг, X. Сутин, Маревна, Марика и др. Д. Ривера, П. Пикассо, М. Шагал, Ф. Леже), панно «Посвящение С. П. Дягилеву» (С. Дягилев, Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Пикассо, Ж. Кокто, И. Ф. Стравинский) и др. Исполнила монументальное (185 х 300 см) полотно «Холокост» (1974). Провела персональные выставки: в Лондоне - в галерее Lefevre (1952), на фестивале Leicester (1977; к выставке был приурочен показ фильма «Марсвна и Марика», снятого компанией В. В. С.) и в фойе театра «Hammersmith», где одновременно шли выступления ее дочери (1980), в Париже - в галерее Claude (1953), в Женеве в Музее современного искусства (ретроспектива, 1971). Участвовала в тематических выставках: «Неоимпрессионизм» в Музее Гуггенхейма в Нью-Йорке (1968), «Женщины - художницы Парижской школы» в Женеве (1975) и «Безумные годы Монпарнаса » в Париже (в рамках 90-го салона Независимых, 1979). Написала мемуары. Мемориальные выставки состоялись в Париже («Маревна и монпарнасцы», 1985, Музей Бурделя) и Лондоне («Маревна и Монпарнас». 1992, галерея Wildenstein).