Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь

ЛЮБИЧ ОСИП

6.12.1896 (Гродно) - 27.11.1990 (Париж). Живописец, график. Сын ремесленника. Окончил гимназию в Гродно. В 1915-19 учился в Одесском художественном училище. В 1920 выехал в Берлин. Расписывал декорации для кабаре Яши Южного «Синяя птица», театра И. Дувана-Торцова и Берлинской оперы. Подрабатывал статистом, играл на скрипке в кинотеатрах. В 1923 получил заказ на оформление парижского кабаре «Chateau des Carpathes» и поселился в Париже. Жил в квартале Монпарнас, на улице Campagne Premiere, затем на улицах Belloni и d’Odessa. Был дружен с П. Ф. Челищевым, И. А. Пуни, К. Л. Богуславской, Л. Меерсоном, Р. Пикельным, П. Кременем, Л. Инденбаумом, С. Фера, с композиторами Н. Н. Черепниным и М. Михайловичем, пианисткой Моник Хаас (Михайлович); пользовался поддержкой А. Бурделя. Писал пейзажи, портреты, жанровые картины и натюрморты, занимался офортом. С 1925 выставлялся в салоне Тюильри, с 1926 - в Осеннем салоне. Участвовал в групповых выставках в галереях Druet (1929; совм. с В. Боберманом, А. Федером, О. Изсром), Zak (выставка русской группы, 1930), L’Epoque (1931, группа журнала «Числа»), d’Alignan (1931), Quatre Chemins (1932), в салонах Обмена (1934), Совре399 менного искусства (1936), «Populiste» (1937), в выставке «Парижские художники 1925-1935» в Брюсселе (1935), выставках в Цюрихе (1935), Лиможе (1936) и Лондоне (1936). Выпустил альбом акватинты «Цирк» с текстом Ж. Руо (1934, изд-во «Quatre Chemins»). Во время войны оставался в Париже. В конце немецкой оккупации по доносу попал в лагерь Дранси, но при освобождении Парижа бежал. В 1945 работы были показаны на Выставке современных живописцев и скульпторов, организованной комитетом «Франция-СССР» XIV округа Парижа. В послевоенные годы продолжал писать пейзажи, портреты и натюрморты; работал маслом и гуашью, занимался гравюрой. Провел персональные выставки в парижских галереях Zak (1948), Le GaiTek-Sagot (1950), Durand-Ruel (1967) и в салоне de la Rose-Croix (1983), а также в Национальном музее Бецалел в Иерусалиме (1950), в Милане (1952), Турине (1953) и Нью-Йорке (1957). Участвовал в групповых выставках, в том числе выставках «Русские художники Парижской школы» в Музее Сен-Дени (1960) и в Доме французской мысли в Париже (1961), в галерее Motte (выставка «Vision russe», 1973). Написал вступительную статью к сборнику «Dessins et lavis» (1975). В 1993 работы экспонировались на выставке, организованной мэрией IX округа Парижа и Ассоциацией русских живописцев и скульпторов во Франции. Представлен в музеях французской провинции, музеях Лондона, Цюриха, Нью-Йорка и ТельАвива; гравюры находятся в собрании Национальной библиотеки в Париже.