Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь

ЛУКОМСКИЙ ГЕОРГИЙ КРЕСКЕНТЬЕВИЧ

14{2).03.1884 (Калуга) - 5.03.1952 (Ницца). График и искусствовед. Из обедневшего дворянского рода, по семейным преданиям ведущего начало от Гедимина. Сын инженера путей сообщения, брат специалиста по геральдике и генеалогии Владислава Лукомского (1882-1945). В 1890-е учился в реальном училище и рисовальной школе П. И. Сычева в Орле, в 1901 - в подготовительных рисовальных классах Я. С. Гольдблата в Петербурге. После неудачной попытки поступить в АХ уехал в Казань и до 1903 учился на архитектурном отделении художественной школы у К. Л. Мюфке и Ф. Р. Амлонга. В 1903-15 учился, с перерывами, на архитектурном отделении АХ в Петербурге. В 1904—05 и 1907 путешествовал по Франции, Италии, Швейцарии, Германии и Польше, изучал старую и новую архитектуру. В 1907-08 жил в Москве, посещал занятия в Строгановском училище и в студии К. Ф. Юона, приводил в порядок путевые зарисовки, выполненные в Европе. Осенью 1908 вернулся в Петербург, сблизился с художниками группы «Мир искусства » и с критиком С. К. Маковским. В январе 1909 впервые выставил в «Салоне » Маковского около 40 архитектурных зарисовок, три из которых приобрел Музей АХ. В октябре-ноябре 1909 провел персональную выставку в редакции журнала «Аполлон», в 1910 - выставку в Киеве. В разъездах по русским и западноевропейским городам создавал серии архитектурных рисунков, которые тонировал акварелью, гуашью или пастелью: «Древлянские напевы», «Храмы и жилища», «Из средневековья», «Дворцы, виллы и сады», «Памятники архитектурной старины в России», «Казань», «Старая Варшава», «По городам Италии», «Старый Париж», «Старый и новый Петербург». Исполнил многочисленные экслибрисы и книжные украшения; его итальянские зарисовки сопровождают первую публикацию «Стихов об Италии» А. А. Блока в «Аполлоне» (1910. №4). Участвовал в выставках: академических, СРХ (СПб., М., 1909-10), МТХ (1910), «Мир искусства» (СПб., 1910), Нового общества художников (СПб., М., 1912, 1913, 1915 и 1917), «Салон» В. А. Издебского (1910), журнала «В мире искусства» (Киев, 1910), Выставке современных русских художников в Одессе (1910), Международной выставке в Брюсселе, Выставке русского искусства в Париже (1910) и др. С 1908 писал статьи, монографии и очерки-путеводители по архитектуре России и Западной Европы. Выступал в защиту культурного наследия, одним из первых обратил внимание на историческое и художественное значение старинного зодчества русской провинции. Публиковал статьи в журналах «Старые годы», «Зодчий», «Столица и усадьба», «Аполлон», «Искусство в Южной России». В 1915 под руководством профессора М. Т. Преображенского защитил в АХ дипломный проект «Здание университета в столичном городе» и получил звание архитектора-художника. В том же году окончил школу прапорщиков и недолго служил в инженерных войсках на фронте в Галиции. После Февральской революции входил в Особое совещание по делам искусств, во Всероссийскую коллегию по делам музеев и возглавлял Царскосельскую художественноисторическую комиссию, которая вела работы по описи и реставрации памятников Царского Села. В ноябре 1918 уехал в отпуск на Украину. Стал председателем архитектурного отдела при Всеукраинском комитете охраны памятников истории и старины, провел регистрацию и опись многих зданий Киева. В начале 1919 организовал и возглавил художественный музей, созданный из частной коллекции Б. И. Ханенко (ныне Музей восточного и западного искусства), составил его описание и каталог. Перед приходом Белой армии, в октябре 1919, уехал из Киева, опасаясь репрессий. Зиму 1919-20 провел в Ялте. Весной 1920 выехал в Константинополь, затем - в Венецию и Берлин. В конце года обосновался в Париже. В 1921 стал организатором выставок русских художников в галереях La Boetie (группа «Мир искусства») и Devambez (его работы составили самостоятельный отдел), участвовал в выставке «Художники Императорской Академии художеств Петрограда» в галерее Magellan и Выставке русского искусства в Лондоне (галерея Whitechapel). Возглавил отделение истории архитектуры в Русском институте истории искусств. Сотрудничал в эмигрантских изданиях «Сполохи», «Жар-птица», «Накануне», «Последние новости», в журналах «Apollo», «The Studio», «Beaux-Arts», «Renaissance», «Emporium», «L’Amour de 1’Art» и др.; был иностранным корреспондентом советских изданий «Среди коллекционеров», «Жизнь искусства », «Красная панорама». В 1928 его ретроспективная выставка состоялась в Центральном музее Татарской АССР в Казани. В 1932 работы были показаны на Выставке русского искусства в галерее La Renaissance. Провел персональные выставки в парижских галереях Le Goupy (1920), Au Sacre du Printemps (1925), Simonson (1927), G. Petit (1928), Varenne (1928) и J. Seligmann (1935). В 1936-37 в Париже и Лондоне прошла выставка рисунков старинных синагог, в 1937 - выставка зарисовок португальской архитектуры. Работы приобрели Люксембургский музей и Музей декоративного искусства в Париже, Музей Сфортеско в Милане и Музей Корсини в Риме. Продолжал публиковать на русском, украинском, французском, немецком и английском языках статьи и книги по истории искусства. Был награжден премиями Шарля Блаиа (1933, Французская Академия) и Prix Bailly (1935, Национальная академия изящных искусств) за труды по истории архитектуры на французском языке. В 1940 поселился в Лондоне.

  1. лукомский, георгий крескентьевичРод. ум. . Художник историк искусства. Продолжатель традиций Мира искусства. Сотрудник журналов Старые годы Столица и усадьба Аполлон и др. Автор монографий и путеводите...Большая биографическая энциклопедия
  2. лукомский георгий крескентьевичЛУКОМСКИЙ Георгий Крескентьевич российский художник и историк искусства. С жил и работал за рубежом Германии Франции и Великобритании. Развивая историкоретроспективну...Большой Энциклопедический словарь V
  3. лукомский георгий крескентьевич. Калуга Франция искусствовед художник краевед. Сын инженератехнолога путей сообщения обедневшего дворянина Подольской губернии происходившего согласно семейным предания...Энциклопедия русской эмиграции