Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь

ЛЕЖЕ НАДЕЖДА ПЕТРОВНА

11.1904 (д. Осстищи Витебской губ.) - 7.11.1982 (Франция). Живописец. Из многодетной крестьянской семьи, которая в I мировую войну с потоком беженцев оказалась в Белеве Тульской губернии. Занималась рисованием и танцами в местном Дворце искусств. В 1919 самовольно уехала в Смоленск. Училась в изостудии у В. М. Стржеминского и Е. Н. Кобро. В 1922 уехала в Польшу, воспользовавшись правом беженцев на возвращение в свои деревни. Поселилась в Варшаве, работала служанкой в польской семье и модисткой в шляпных мастерских. Одновременно занималась в АХ. В 1924 вышла замуж за студента Варшавской АХ С. Горбаневского и уехала с ним в Париж (брак распался в 1927). Училась в Академии современного искусства у Ф. Леже и А. Озанфана. Сблизилась с Леже, помогала ему в монументальных и декорационных работах, стала его ассистенткой в академии. В 1930-е организовала издание журнала «Современное искусство» («L’Art Contemporain») на французском и польском языках, в котором публиковались репродукции картин Леже, Озанфана, Пикассо, Ле Корбюзье, стихи Т. Тцара, Р. Десноса. В начале II мировой войны вступила в Общество помощи фронту, работала в подполье в оккупированном Париже. В 1944 стала членом Союза советских патриотов и Союза помощи бывшим военнопленным; организовала выставку художников - участников Сопротивления и аукцион картин в пользу Красного Креста. В 1952 вышла замуж за Леже и поселилась в Жиф-сюр-Ивет, близ Парижа. После смерти мужа, в 1955, организовала музей его имени в Бьоте, а в 1970 безвозмездно передала музей государству. В 1940-70-е исполнила портреты лидеров международного коммунистического движения, членов ЦК Французской компартии, деятелей французской и русской культуры (Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский, М. Горький, В. В. Маяковский, Д. Д. Шостакович, Ю. А. Гагарин и др.), несколько портретов Леже. Писала натюрморты, близкие к примитиву. Создавала эскизы для мозаичных панно, рисовала политические плакаты. В конце 1960-х создала ряд абстрактных картин в духе супрематизма: «Портрет студентки», «Моя дорогая Ксения», «Пресс-папье», «Начало движения», «Натюрморт с вазой». Некоторые из них помечены двойной датой, например, 1920/1968, что должно было указывать на связь с русским авангардом. В 1971 работы были показаны на персональной выставке в Cite Internationale des Arts. Участвовала в выставках: «Русские художники Парижской школы» в Сен-Дени (1960) и Париже (Дом французской мысли, 1961), «Значительные картины русских художников во французских коллекциях» в рамках Осеннего салона (1972), «Русский взгляд» в Гейдельберге (1974), «Еще русские» в парижской галерее Fran9oise Toumie (1975). В 1960-70-е посещала СССР и исполнила картины по впечатлениям от поездок. Провела в Москве выставку работ: своих, Леже и Ж. Бокье. Подарила советским музеям несколько картин, 60 мозаичных портретов, исполненных по своим эскизам, полотна и гобелены Леже, керамические изделия Пикассо и более 2000 репродукций картин Лувра, составивших передвижную выставку, которая в начале 1970-х обошла ряд городов и сел СССР. Организовала несколько выставок советских художников в Париже. В 1972 за вклад в развитие советско-французской дружбы была награждена орденом Трудового Красного Знамени.