Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь

КАРСКАЯ ИДА ГРИГОРЬЕВНА

5.07.1905 (Бендеры Бессарабской губ.) - 23.03.1990 (Париж). Живописец, график. Из семьи богатых бессарабских помещиков. Детство и юность провела в Бендерах, отошедших в 1918 к Румынии. В 1922 выехала в Бельгию изучать медицину. В 1924 переехала в Париж, продолжила учебу, специализируясь на психиатрии. Для заработка занималась мелкими художественно-прикладными работами. Входила в круг русских художников и поэтов, дружила с Б. Ю. Поплавским. В 1930 вышла замуж за художника С. О. Карского. В 1935 занялась живописью. В 1936 выставила портрет и натюрморт в салоне Тюильри (под фамилией Шрайбман-Карская). Познакомилась с X. Сутиным, который первым стал поощрять ее увлечение искусством, и была дружна с ним до его смерти. В 1940-41 вместе с писательницей Зоей Ольденбург работала в мастерской по росписи платков и шарфов. В 1942 при содействии писателя Жана Полана нашла с семьей убежище в департаменте Эро, затем - Дордонь. Провела первую персональную выставку в галерее Favier в Монпелье (1943). В 1944 вернулась в Париж. С помощью Полана и мужа вошла в круг французских писателей и поэтов (А. Кале, М. Бернар, Ф. Понж, М. Надо). В 1946 провела персональную выставку в парижской галерее Petrides, показала цикл картин «Портреты мяса»; предисловие к каталогу написал Ф. Карко. С конца 1940-х создавала абстрактные картины, объединяя их в циклы с общим названием. В 1950-е стала включать в картины объемные элементы - витки проволоки, листья, древесную кору, лепные формы, обломки старых вещей; с 1960-х часто вкрапляла фрагменты кукол. Каждый цикл обычно показывала на персональной выставке: «20 необходимых игр и 40 напрасных жестов» (галерея Breteau, 1949), «Новые необходимые игры и напрасные жесты» (Calligrammes, 1950), «Испания» (Collette Allendy, 1954), «Письма без ответа» (Amaud, 1955; совм. с Жанной Копель), «Похвала малым формам и бумажные зеркала» (La Roue, 1957), «Серая повседневность» (La Roue. 1959), «Мексика» (1961), «Гости полуночи» (La Roue, 1965; совм. с Эстер Хесс), «Знакомые-незнакомые» (Librairie Le Fanal, 1967; совм. с Абудом). Провела выставку в Нью-Йорке (R. Fried, 1956), серию выставок в Мюнхене, Риме, Турине и Милане (1959/60), выставку живописи, коллажей и трехмерных объектов в парижской галерее Flinker (1962). Участвовала в салоне «Новых реальностей» и салоне Comparaisons (с 1954), в Фестивале авангарда в Марселе (1956), в групповых выставках. Исполняла картоны для настенных ковров и сама ткала ковры. Получила приз города Парижа за настенный ковер, исполненный в мастерских Aubusson (1954). Участвовала в европейских выставках ковров и тканей, в том числе в биеннале настенных ковров в Лозанне (1975). Известна в библиофильских кругах как иллюстратор малотиражных книг для писателей и поэтов. В 1967 исполнила «Книгу предков » (живопись в форме тетради), которую приобрело государство. В 1970-е создавала «большие куклы» — фантастические манекены, похожие на языческих истуканов. В 1972 в Центре современного искусства в аббатстве Болье состоялась ретроспективная выставка «Карская - 25 лет изобретений», в 1974 — выставка в Вильневсюр-Лот (совм. с Верой Пагавой и Марией Ментон), в 1980 - ретроспективная выставка, организованная Национальным фондом пластических и графических искусств в Париже. Работы были показаны на выставках «Русский взгляд» в Гейдельберге (1974) и «Еще русские» в парижской галерее Franpoise Toumie (1975). В 1989 исполнила последний цикл «Семь саркофагов», представляющий собой композиции из кукол, размещенных в ящиках, и провела последнюю выставку в парижской галерее Philip. В 1997 посмертные выставки состоялись в музее художника и печатника П.-А. Бенуа в г. Алее и в парижской галерее Pierre Brulle. Оставила мемуары. Представлена в Национальном музее современного искусства в Париже и Музее СентЭтьенна.